Варварская энциклопедия: Смрити

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

СМРИТИ (дословно – «запомненное») – индуистские тексты священного предания в отличие от шрути, откровения (т.е. текстов Вед). смрити в индуизме рассматривались как авторитетное истолкование ведического слова мудрецами и святыми. Если Веды были доступны только членам высших сословий дваждырожденных (см. Варна), то тексты смрити могли изучаться также и шудрами, что не могло не сказаться в исключительном влиянии, которое тексты смрити оказали на формирование всех уровней индуизма, в том числе, массовых религиозных движений (например, бхакти).
К текстам предания (смрити) традиция относит практически все тексты сакрального характера за исключением собственно Вед. Это эпические памятники – Махабхарата и Рамаяна и другие предания исторического характера (итихасы), а также пураны (см.) и дхарма-шастры.
Особое место среди текстов С. занимают так называемые философские тексты 12-й и 13-й глав Махабхараты (Бхагавадгита, Анугита, Мокшадхарма и др.). Прежде всего, это относится к Бхагавадгите («Песнь Господня»), которую иногда даже называли «пятой Ведой», что отражало ее влияние на формирование индуизма, прежде всего, этических и поведенческих норм, а также теистических культов (особенно, вайшнавских), движений бхакти, провозглашавших любовь и преданность Богу как главное средство обретения освобождения от сансары. Велико также влияние Бхагавадгиты на формирование философии веданты (см.).
Смрити в узком смысле слова – это дхарма-шастры, особенно более поздние, чем базовые афоризмы (дхарма-сутры), произведения – «Законы Ману» (Ману смрити), Яднявалкья смрити, Нарада смрити. Эти тексты посвящены Дхарме – то есть религиозному долгу человека, определяемому сословно-кастовым положением человека и стадией (ашрама) его жизни (см. статью Варна). Не будучи собственно правовыми текстами, дхарма-шастры служили руководством в отправлении правосудию индийским правителям древности и средневековья.
Именно тексты смрити (особенно, пураны, Бхагавадгита и дхарма-шастры) оказали наиболее сильное влияние на формирование таких доминирующих в индуизме направлений, как вайшнавизм и шайвизм, а также на образ жизни и культовую практику последователей индуизма от раннего средневековья и до нашего времени.

(Е.А.Торчинов).