Варварская энциклопедия: Веданта

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

ВЕДАНТА (от санскритского veda + anta – ‘конец Вед', ‘завершение Вед') – 1) обозначение Упанишад (см.); 2) ортодоксальная религиозно-философская система (даршана) брахманизма, базирующаяся на Упанишадах. Другое название веданта уттара миманса – высшее (завершающее) исследование.
Создателем Веданты считается философ Бадараяна (ок. 5 в.), автор Брахма (или Веданта) сутр, афоризмов, излагающих суть этой системы. Считается, что веданта помимо сутр Бадараяны основывается также на Упанишадах и Бхагавадгите, образующих ее «тройную основу» <...>. Исторически сложилось три направления веданты в соответствии с предлагаемым решением основной проблемы веданты – вопроса о соотношении Атмана и Брахмана (см.):
1. Адвайта-веданта (недвойственная, или недуальная веданта), созданная Гаудападой (6 в.) и Шанкарой (8-9 вв.). Ее главный принцип: «Брахман реален, мир нереален, душа суть то же самое, что Брахман». Таким образом, адвайта-веданта провозглашает абсолютное тождество истинного Я и Абсолюта (Атман есть Брахман). Этот бескачественный и безличный недвойственный Абсолют, иногда условно характеризуемый как бытие—сознание—блаженство есть единственная реальность. Весь множественный мир с его субъект—объектной двойственностью есть не что иное, как иллюзия (майя), основанная на необъяснимом трансцендентальном неведении (авидья). Мудрец, постигший и непосредственно переживший тождество Атмана и Брахмана через это интуитивное знание (джняна) освобождается от неведения и существования в круговороте сансары (см.). Это есть освобождение (мокша).
2. Вишиштадвайта-веданта (ограниченно недвойственная веданта), созданная во второй половине 11 в. Рамануджей. Это направление Веданты представляет собой ее теистический и персоналистический вариант. Согласно Раманудже, Абсолют (Брахман) есть личный Бог, отождествляемый обычно с Вишну, являющийся творцом и управителем мира. Истинное Я (Атман) соотносится с Богом как часть и целое, а вселенная и Бог соотносятся подобно телу и душе. Майя не есть полная иллюзия, а творческая зиждительная сила Бога. Освобождение заключается в переживании тождества Я и Бога, а в достижении относительного единства души и Абсолюта, реализуемое через бхакти – всепоглощающую любовь к богу и беззаветную преданность ему.
3. Двайта-веданта (двойственная веданта), созданная в 13 в. брахманом Мадхвой. Это направление веданты представляет собой дальнейшее развитие позиции Раманудже при подчеркивании отсутствия даже относительного единосущия Я (души) и Абсолюта, выступающего исключительно как личный Бог. Подобно Раманудже, Мадхва признает наивысшую ценность бхакти и понимает освобождение как единению души и Бога, подобное любовной близости влюбленных. Наличие некоторых специфических для этого направления веданты черт (например, учение о вечных адских муках некоторых категорий грешников) свидетельствует в пользу гипотезы о мусульманском влиянии на Мадхву.
Помимо этих трех основных направлений веданты существовали также многочисленные промежуточные течения, стремившиеся примирить различные теологические и философские позиции представителей веданты (системы Нимбарки, Валлабхи и т.д.). В 20 в. попытку примирить три основные направления веданты на основе идеи эволюционизма предпринял известный религиозный философ и мистик Ауробиндо Гхош.
В позднее средневековье веданта постепенно вытеснила другие религиозно-философские системы брахманизма и, интегрировав в себя ряд положений санкхьи и йоги, превратилась в общепринятую теологию индуизма.

Торчинов Евгений Алексеевич. "Популярный словарик индуизма".

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.