Варварская энциклопедия: Веды

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

ВЕДЫ (от санскритского «ведать, знать) – скриптуральный комплекс текстов индуизма, его «Священное Писание», тексты откровения, признание абсолютного авторитета которых обязательно для всех направлений, течений и сект брахманской / индуистской традиции. Другое название вед – шрути (досл. – «услышанное»), т.е. «тексты откровения», услышанные божественным слухом древних мифических мудрецов (риши) и воспроизведенных ими на санскрите. В течение почти трех тысячелетий веды передавались изустно, и только около 13 в. н.э. произошла их письменная фиксация, что привело к порче текста и появлению разночтений и различных редакций. В 14 в. ученый брахман Саяна кодифицировал ведические тексты, правила их рецитации и т.п., что привело к созданию канонического текста Вед. Веды состоят из нескольких групп текстов, образующих их слои: самхиты (собственно веды), брахманы (тексты ритуального характера, описывающие и объясняющие ведический культ и мифологические сюжеты), араньяки («лесные», тексты, предназначенные для отшельников и описывающие практику «внутреннего жертвоприношения», а также содержащие различные сюжеты космологического характера) и упанишады (от слов «сидеть у ног [учителя, слушая наставления]»; собственно философская часть Вед, посвященная прежде всего учению об Атмане и Брахмане – см.; другое название упанишад – веданта, т.е. «завершение Вед»). Всего существует четыре веды: Ригведа (Веда Гимнов»), Самаведа (Веда Напевов), Яджурведа (Веда Жертвенных Формул) и Атхарваведа (Веда Атхарвана, т.е. жреца бога огня Агни); все группы ведических текстов группируются по этим четырем названиям, т.е. есть упанишады относящиеся к Ригведе, Самаведе, и т.д.).
Древнейший слой вед – самхиты восходит к середине 2-го тыс. до н.э. и отражают религиозные представления индо-ариев, вторгшихся в Индию и постепенно завоевавших ее. Наиболее поздний слой ведического комплекса – упанишады, наиболее ранние из которых относятся к 8-7 вв. до н.э., а позднейшие (так называемые «сектантские упанишады») – уже к эпохе раннего средневековья; большая часть упанишад создана, по-видимому в 6-4 вв. до н.э.
В течение всей истории индуизма Веды неоднократно комментировались и истолковывались. Так, еще в древности была создана литература веданг, текстов ритуального и частично научного содержания, изучение которых входило в традиционную систему образования представителей высших сословий (варн) традиционного индийского общества. К упанишадам многочисленные комментарии написали философы школы веданта.
Постепенно уровни Вед были соотнесены со стадиями жизненного цикла членов высших сословий: самхиты соответствовали стадии ученичества (брахмачарья), брахманы – стадии «домохозяина» (грихастха), араньяки – стадии лесного уединения (ванапрастха) и упанишады – стадии полного отшельничества и совершенного уединения (саньяса).
Со второй половины 18 в. начинается изучение вед и ведической литературы в Европе. В настоящее время большинство текстов, образующих вед переведены на основные европейские языки, в том числе, и на русский.

Торчинов Евгений Алексеевич. "Популярный словарик индуизма".

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.