Варварская энциклопедия: Варна

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

ВАРНА (сословие; этимологически – вид, род, цвет) – традиционная для Индии система сословной организации общества, имеющая по учению индуизма сакральный характер и божественное происхождение. Доктрина варн является основой социального учения индуизма. Хотя в своем классическом виде система варн впервые описана в Законах Ману (Ману смрити; около 1 в. н.э.), ее корни уходят в глубочайшую древность и, по-видимому, принадлежат общему индоевропейскому субстрату (прежде всего, это относится к идее тройственного деления общества – жреческое сословие, воинское сословие, простолюдины).
Впервые учение о варнах фиксируется в одном из позднейших гимнов Ригведы (см. Веды) – Пурушасукте, в котором повествуется о происхождении варн из тела космического Первочеловека – Пуруши.
Первоначально существовало, видимо, только три варны – брахманы (жрецы, ученые, учителя) – белый цвет, кшатрии (раджанья) – воины и государи – красный цвет и вайшьи ("все остальные" -- третье сословие") – лично свободные земледельцы – желтый цвет, земледельцы, ремесленники, торговцы. Впоследствии к ним добавились шудры – зависимые лица (слуги, рабы) – черный цвет. По-видимому, шудры первоначально принадлежали к индийским автохтонам – дравидам, порабощенным завоевателями – ариями, и позднее включенными в систему индоарийского общества. варны не были эндогамны и именно межсословные браки, по традиционной версии, привели в средние века к появлению каст (джати) – появлению эндогамных социальных групп различной стратификации и обычно связанных с общей профессиональной деятельностью, которые также распределялись по сословиям (брахманские касты, кшатрийские касты и т.д.). За пределами сословной системы находились так называемые неприкасаемые, или парии – представители самых низших каст, подвергавшихся суровой дискриминации и по существу исключенные из общественной жизни традиционной Индии. По-видимому, предки неприкасаемых относились к завоеванным индоариями автохтонным племенам и к потомкам запрещенных межсословных браков (например, между брахманами и шудрами).
Представители трех первых сословий имели статус дваждырожденных (двиджа), поскольку они проходили посвящение (упанаяна), приравнивавшиеся к новому (духовному) рождению. Дваждырожденные имели доступ к сакральному знанию – знанию Вед. Шудрам (не говоря уже о неприкасаемых) изучать Веды было запрещено под страхом суровых наказаний.
Возрастной цикл членов трех варн дваждырожденных (варнашрама) состоял из четырех этапов – брахмачарья (ученичество), грихастха (состояние женатого домохозяина), ванапрастха (лесное уединение, аранья; отсюда – араньяки; см. Веды) и саньяса (полное отшельничество и отрешение от всего мирского). Этим этапам соответствовали четыре базовые ценности древнеиндийского общества – кама (любовь), артха (процветание, мирское благополучие), дхарма (религиозный долг в широком смысле), мокша (освобождение от сансары; мокша со временем стала рассматриваться как абсолютная ценность, другие – как относительные).
Хотя ныне действующая Конституция Индии запрещает дискриминацию граждан по сословно-кастовым признакам, в быту сословно-кастовая принадлежность продолжает играть очень важную роль.

Торчинов Евгений Алексеевич. "Популярный словарик индуизма".

Вверх.

На главную страницу.