Варварская энциклопедия: Санкхья

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама: Ремонт автоматических ворот CAME в Троицке.

САНКХЬЯ (счет, исчисление) – название одной из ортодоксальных систем брахманистской философии (см. Даршаны, шесть). Корни санкхьи уходят в глубокую древность, поскольку многие базовые идеи этой системы встречаются уже в средних и поздних упанишадах (например, Майтри упанишада). Обычно различают эпическую и классическую санкхью. Первая из них нашла свое отражение в философских текстах индийского эпоса Махабхарата (прежде всего, в Бхагавадгите – см.). Вторая - представляет собой детально разработанную философскую систему, созданную Ишваракришной в первых веках н.э. Главное отличие между этими двумя видами санкхьи. состоит в том, что эпическая санкхья монистична и теистична (сешваравада), рассматривая материю (пракрити) в качестве начала, производного от божественного Абсолюта, причем материя в ее тонкой форме образует творческую энергию, или силу Бога (йогамайя; майя), тогда как классическая санкхья дуалистична и нетеистична (ниришваравада): дух (пуруша) и материя (пракрити) рассматриваются в ней как совершенно независимые и самостоятельные субстанции, а существование единого абсолюта (как в личной, так и безличной форме) отрицается.
Основателем санкхьи как системы традиция считает полумифического мудреца Капилу, Санкхья-сутры (Афоризмы санкхьи) которого не сохранились. Базовым текстом санкхьи являются Санкхья-карики, составленные Ишваракришной в 3-4 вв. н.э. («Золотое семидесятистишье»).
Согласно санкхьи существует две вполне самостоятелные субстанции – духовная (пуруша) и материальная (пракрити). При этом пуруш много – это внутренние духовные «я» каждого живого существа, но субстанциально они тождественны. Пуруша абсолютно пассивен и бездеятелен, будучи лишь созерцателем состояний пракрити. Пракрити наделена способностью самодвижения и развития, но проявляет ее только в присутствии пуруши. Как таковая, в своем исходном состоянии пракрити бескачественна, чужда какой-либо дифференциации и неопределима. В силу трансцендентального заблуждения (авидья) пуруша отождествляет себя с пракрити, что приводит ее в движение, первым результатом которого (является появление «мирового ума» (махат), являющегося первой модификацией пракрити. Дальнейшее развертывание пракрити приводит к формированию как макрокосма, так и коррелирующих с ним уровней и составляющих элементов эмпирического субъекта – живого существа. В связи с этим обстоятельством важно отметить, что все типы психического (за исключением чистого субстратного сознания, которое есть пуруша) относятся С. к состояниям материи, а не духа (читта – психика, манас – ум, буддхи – осознавание; ахамкара – самостность, эготизм). Развертывание пракрити осуществляется за счет действия трех потенциально присущих ей качеств (гуна): покоя и равновесия (саттва), активности (раджас) и пассивной инертности (тамас).
В результате, пракрити вовлекается в круговорот сансары (см.), однако, поскольку пуруша ложно отождествляет себя с пурушей, он, будучи на самом деле всегда свободным свидетелем состояний материи, воспринимает себя пленником мира смертей-рождений. Главным качеством сансары является страдание (духкха) понимаемое в санкхьи в совершенно буддийском духе. Освобождение от сансары достигается через «разотождествление» духа и материи, после чего пуруша осознает, что он «пребывает в своей собственной природе». Освобождение (кайвалья) понимается в санкхьи как «разъединение» чистого сознания пуруши и пракрити. При этом пуруша не соединяется с Богом или безличным абсолютом, поскольку таковые сущности отрицаются классической санкхьи. Практика йоги, ведущая к достижению кайвальи подробно описана в текстах системы йога (см.), идейно тесно связанной с санкхей.
Санкхья в течение многих столетий оставалась одной из наиболее влиятельных школ брахманистской мысли. По свидетельству трактата «Индия» арабского ученого и путешественника ал-Бируни (11 век), Санкхья сохраняла популярность даже в его время. Тексты этой школы появлялись и в 16 в. (комментарии Виджнянабхикшу). Санкхья оказала сильное влияние на веданту (особенно, на космологическое учение этой системы). Различные направления ранней эпической санкхьи по-видимому оказали значительное влияние на формирование буддизма и джайнизма (известно, что наиболее известные учителя Будды – Рамапутра и Арада Калама придерживались воззрений, близких к ранней доклассической санкхьи).

Торчинов Евгений Алексеевич. "Популярный словарик индуизма".

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.