Варварская энциклопедия: Даршаны

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама: motorka.org

ДАРШАНЫ, шесть (от санскритского корня drs – смотреть, видеть) -- ортодоксальные системы религиозной философии брахманизма, признанные «правильными» с позиций ведической Дхармы (см.) «точки зрения».
К Д. относятся: ньяя, вайшешика, санкхья (см.), йога (см.), пурва-миманса (см.) и веданта (см.). В соответствии с брахманской традицией даршаны образуют пары: ньяя—вайшешика, санкхьяйога, пурва-мимансаведанта. Эта парность отражает как реальную историческую связь систем, так и их тематически-содержательное единство. Так, ньяя и вайшешика со временем образовали даже единую синкретическую школу, санкхья образует теоретическую основу для йоги как практической реализации умозрения санкхьи, пурва-миманса и веданта представляют собой системы, базирующиеся на экзегетике ведического текста.
Временем сложения даршан по-видимому был классический период развития индийской культуры 1-5 вв. н.э., хотя варианты «эпической» санкхьи разрабатывались еще в эпоху поздних Упанишад и создания эпосов Махабхараты и Рамаяны, а веданта восходит непосредственна к доктрине Упанишад (хотя в систему веданта оформилась позднее других даршан).
Как правило, в основе каждой даршаны лежали сутры (лаконичные афоризмы, излагающие основу философии данной даршаны) и шастры, представляющие собой философские трактаты, подробно разрабатывающие темы сутр. Часто наиболее ранние шастры имели форму комментария, бхашья, иногда принадлежащие самому сутракарину (автору сутр). Однако (как например, в случае санкхьи) сутры оказывались рано утраченными и комментарий—шастра оказывался базовым текстом школы.
Все даршаны как ортодоксальные школы объединяло признание ими абсолютного сакрального авторитета Вед (см.) и брахманской социальной доктрины, хотя только пурва-миманса и веданта непосредственно базировались на ведической проблематике и занимались экзегезой текстов откровения.
Ньяя (основана Гаутамой; не путать с Сиддхартхой Гаутамой – историческим Буддой) представляет собой почти исключительно логическую школу, занимавшуюся проблемами формальной логики и обслуживавшую интересы индийского полемического дискурса. Постепенно ньяя вступила в отношения синкретического единства со школой вайшешика. Однако в 12 в. часть философов найяиков образовала новое субнаправление – навья ньяю, базирующуюся на реформированной логической системе великого логика и аналитика Гангеши.
В области метафизики последователи ньяи разделяли учение о всеобщей предопределенности, подобно буддистам рассматривали сансару (см.) как безусловное страдание и понимали освобождение (мокшу) как чисто отрицательное состояние избавления от страдания, достигаемое через реализацию атмана (см.). Атман понимается как чистая субстанция, отличная от всех ее качеств и акциденций, в том числе, и от сознания (что отличает ее от санкхьи, йоги и веданты, отождествляющих атман и сознание). В религиозном отношении ньяя считается теистической школой, признающей существование личного Господа (Ишвара). Как теисты и субстанциалисты, признававшие плюрализм субстанций, найяики были активными противниками буддистов и активно полемизировали с ними.
Школа вайшешика занималась по преимуществу вопросами натурфилософии и разрабатывала оригинальную систему атомизма. В решении большинства философских проблем вайшешики разделяли позиции найяиков.
О школах санкхья, йога, пурва-миманса и веданта см. специальные статьи.
В настоящее время в Индии из шести даршан влияние сохранила почти лишь исключительно веданта, хотя ограниченное распространение имеют также пурва-миманса и ньяя.

Торчинов Евгений Алексеевич. "Популярный словарик индуизма".

Реклама:

На главную страницу.