Варварская галерея / Древнегреческая вазопись

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Мастер Ниобид. Каликс-кратер из Орвьето. Высота 54 см. Сторона Б: Геракл с Афиной в окружении героев. Около 460 года до н.э. Лувр.

Мастер Ниобид. Каликс-кратер из Орвьето. Высота 54 см. Сторона Б: Геракл с Афиной в окружении героев. Около 460 года до н.э. Лувр.

"На другой стороне кратера (Б) изображена сцена, не получившая пока убедительного толкования. Предполагали, что это собрание аргонавтов вместе с их вдохновительницей Афиной или же что показано нисхождение Геракла в Аид с целью извлечь оттуда Тесея с Пирифоем. Во всяком случае, здесь присутствует, за исключением богини Афины, мужской воинский мир - все герои выступают вооружёнными.

Композиция и здесь построена мастерски, хотя она статическая. Сохраняются два уровня, и опять в "нижнем мире" покоится одна фигура, а другая изображена так, что служит переходом к "верхнему". Сидящий юноша, с коротткой пышной причёской, с мечём на перевязи, погружён в глубокий траур, он обхватил обеими руками своё колено. Предметом его скорби, несомненно, является полулежащий в нижнем мире. Два принадлежащих ему копья разрезают всю сцену диагонально так, что очевидно - этот юноша "отрезан" от всех, он обречён. С мечом на перевязи и петасом за спиной он пытается приподняться, но тщетно. Похоже, что это в самом деле Пирифой, который вместе с другом Тесеем попал в преисподнюю. Оба героя дерзостно решили жениться на богинях. Тесей похитил из Спарты юную красавицу Елену, когда ей было всего 12 лет, - но братья Диоскуры тогда её отбили. Пирифой же решил похитить супругу бога загробного мира Аида. Оба товарища спустились в Аид, но Персефона приковала их к трону Леты, с которого они не могли подняться. Вот почему освобождать их отправился Геракл.

Атмосфера сцены - скорбная и тягостная в нижнем ярусе, бездеятельно-сосредоточенная в верхнем. Если внизу лежит Пирифой, а выше сидит скорбный Тесей, то кто те герои, что окружают Геракла? Зачем в этой сцене так много воинов, демонстрирующих свою оружие? Геракл тоже вооружён - в одной руке у него знаменитая палица, в другой лук, на плечо наброшена шкура немейского льва, убитого им ещё в первом подвиге (этот атрибут говорит о бывшем львином облике героя). Присутствие Афины объяснимо её покровительством Тесею: Тесей - афинский царь. Но всё сосредоточено вокруг Геракла и двух юношей. Вероятно, предстоит выведение Тесея на свет (не случайно он сидит выше своего сотоварища), Пирифою же суждено было остаться в Аиде. В противовес "разделению" стороны с Ниобидами на этой должен быть представлен "союз" - сюжет с оптимистическим исходом.

Но тем не мене неясность сцены, вытекающая из недостаточной артикулированности сюжетных связей, показательна для эпохи: данная роспись не единственная с тёмным смыслом - она сродни "темноте" Гераклитовых афоризмов.

Стиль мастера Ниобид - необычайно пластический. Его фигуры, построенные на законах тектоники и в разных ракурсах, настолько трёхмерны и достоверны, что производят впечатления скульптур. Контакты между героями распались - они, завоевав свою автаркию, остаются каждый в своей зоне космоса, не протягивая друг другу рук, не вступая в диалоги. Связывают их только взгляды. Героические атрибуты описаны со всей возможной достоверностью: они выдвинуты на чёрный фон и смотрятся как индивидумы, у которых в этом мире такие же права на жизнь, как у людей; это копья "Пирифоя", мечи и луки, и колоритные щиты, и особенно шлем воина, стоящего справа от Геракла, - воин держит его совсем особо, как святыню: ведь шлем с султаном - это божественная оболочка головы.

Стиль мастера Ниобид - строгий, с чётко прочерченными мышцами и рёбрами (Аполлон, Геракл, Тесей и Пирифой), с чётко обозначенными коленными суставами и сочленениями, с расчерченными формами мышц на животе и ногах, причём это сделано довольно густо разведённым лаком и смотрится как анатомическая сетка - почти как у "пионеров", только гармоничнее. Строги и профили, с их тяжёлыми подбородками и спрямлёнными носами, и компактные причёски. отграниченные от фона "пропущенной линией". Но особо хотелось бы отметить яркую демонстрацию перспективного сокращения вещей (сразу два щита показаны в ракурсе) и особенно голов. Голова "Тесея" здесь наилучший приём. Изображение чуть-чуть не удалось (рот смещён в сторону), но очевидны преимущества нового видения событий - психической реакции человека на происходящее. Рот приоткрыт, как от страдания, и в нём видны зубы. А глаза вообще замечательны: с оттянутым и подчёркнутым лаковой линией нижним веком, они показаны в ракурсе и оттенены чёрными, сведёнными к переносице бровями. Капелька лака, обозначающая зрачок, повисает на нижнем веке - и открывается возможность передать чувство, мысль, размышление (в Риме такой приём для изображения глаз возникнет во временв Марка Аврелия). На лбу "Тесея" залегли скорбные морщины, прикрытые кудрями волос, а щека и лоб Геракла вообще исчерчены складками (нанесены разбавленным лаком, но очень отчётливо), говорящими о том, что в его голове совершается напряжённый мыслительный процесс.

Мастер Ниобид продолжает формировать новый этический мир - мир проявления характеров-этосов: каждый из его героев воспринимает происходящее по-разному, и это отражается в "симметрии" поз, характере жестов, движениях, поворотах головы и изломах бровей. Этосы порождаются и расходятся из единого центра. Мир имеет строгую организацию и иерархическую структуру: на одной стороне он вращается вокруг Артемиды - Аполлона, на второй - Афины - Геракла. Герои открыто проявляют свои чувства, о чём свидетельствуют резкие жесты, положение далеко пртянутых рук, широко раздвинутых ног. Они выражают и бессилие перед надвигающейся смертью, и отчаяние, и смертельную боль, и надежду, и силу характера. Этосы мастера Ниобид делятся на две группы: этосы живых, жестикулирующих и борющихся - это они как бы иррадируют в пространстве, стремясь охватить возможно больший его участок распростёртыми членами, и этосы мёртвых (или умирающих - физически или метафорически): они сжимаются и уходят в себя, как свёрнутый, сорванный с ветки осенний лист. Одни максимально развёрнуты в земной реальности - другие максимально сзаты. В этой полярности проявляется максимализм раннеклассической эпохи: постоянно размышляя о жизни и смерти, она редко признаёт полутона, в основном только да и нет, чёрное и белое.

И всё же жизнь теперь видится не абстрактной, как прежде: и пространство её разворачивается в несколько планов (уходит снизу вверх и спереди вглубь), и время течёт, отмеряя отрезки пути этапами совершённых деяний."

Источник: Акимова Л.И . Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 36-38

Вверх.

На главную страницу.