Варварская галерея / Древнегреческая вазопись

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Мастер Ниобид. Каликс-кратер из Орвьето. Высота 54 см. Сторона А: Гибель Ниобид. Около 460 года до н.э. Лувр.

Мастер Ниобид. Каликс-кратер из Орвьето. Высота 54 см. Сторона А: Гибель Ниобид. Около 460 года до н.э. Лувр.

"Основной, драматический тонус эпохи наиболее ярко выражен в искусстве других художников, среди которых наиболее выдающимся является мастер Ниобид. Его творческие принципы выражены в именной вазе - луврском каликс-кратере из Орвьето, около 460 года до н.э. Кратер с его определёнными формами и устойчивой ножкой представляет отработанный, классический для V века до н.э. тип. Характерно отсутствие в росписи боковых границ (фигуры "переходят" с одной стороны на другую) и обособление орнаментов в широкие горизонтальные каймы, ограничивающие её снизу и сверху. Снизу это густой пояс чередующихся высоких пальметт в картушах и лотосов иной формы, - нижний орнаментальный фриз тектоничен, верхний декоративен. Венчик кратера теперь выделяется широким "архитектурным" профилем, превращаясь в подобие торжественного монументального венца.

Миф о Ниобидах (А) целиком укладывается в раннеклассическую концепцию наказания гибрис. Он сталкивает двух матерей - олимпийскую супруге Зевса Лето (бывшую гиперборейскую богиню) и ещё более архаичную богиню Ниобу, превращённую олимпийской религией в героиню, дочь Тантала, одного из четырёх великих нечестивцев эллинской предыстории (Тантал. Иксион, Титий и Сизиф). У обеих матерей было по равному числу детей мужского и женского пола) первый признак "отцовской" культуры), но Ниоба выхвалялась перед лето своим чадородием: у неё было семь сыновей и семь дочерей, а у той лишь один сын и дочь. разгневанная Лето послала своих детей истребить детей Ниобы. Артемида расстреляла из лука девушек, Аполлон - мальчиков; Ниоба превратилась от горя в скалу ("свернулась" в аниконический образ "идола").

Мастер Ниобид представляет сцену в двух регистрах, что пытались делать и ранее, но не столь столь удачно: у него нет делящей уровни горизонтали, и роспись становится пространственной сценой, в которой действуют фигуры ближних и дальних планов. Вся поверхность земли приходит в движение - формируются взгорья, провалы и холмики, создаётся ощущение рельефной местности, в которой происходит кара детей. Новое пейзажное видение мира, цельное и конкретное, впервые приходит в вазопись так откровенно - мастер Ниобид мыслит широкими планами, где пространство уходит от передней кромки сосуда вдаль и где есть своя перспектива. Это новое качество греческих росписей пытались представить заимствованием из современной художникам живописи (она не сохранилась), однако в этой привязке нет необходимости: вазопись - очень древнее искусство, со своей художественной системой и логикой развития.

Центром росписи являются боги-мстители, Аполлон с Артемидой, Аполлон формально центральная фигура, на Артемида главнее его: она стоит неподвижно и только вынимает стрелу из колчана, а он уже действует. импульс уничтожения исходит от неё как Владычицы, Аполлон осуществляет её замысел. Оба стоят вместе, в центре мыслимого круга, рассылая стрелы-лучи по переферии пространства. Нижние предгорья холма, узкий и неровный план, заняты изображением погибших. Девушка в стрельчатой диадеме на распущенных волосах, беспомощно раскинув руки, лежит лицом к зрителю; ноги её коченеют. Она в безрукавном хитоне и плаще, сковывающем движения - как сковывает её тело смерть. Справа уткнулся в холмик земли её брат, красивый юноша с короткими вьющимися волосами; над ним уже прорастает дерево - единственное в композиции и многозначительное: оно служит символом "разделения" неправых и правых, смертных людей и богов. Стрела вонзилась ему в спину. Окоченевшее тело, обёрнутое снизу гиматием, с одной ногой, неловко зацепившейся за другую, видно частично - он скрыт холмом, в который уходит фигура, - видны лишь пальцы левой руки, которой он зацепился за выступ. Этот удивительный приём - показ тела не таким, каким его знает зритель, во всей целостности и взаимосвязанности членов, а таким, каким он видит его в пространстве, - совершенно новый и революционный для греков, для которых цельность человеческого тела как микрокосмоса всегда была священна. Здесь она принципиально нарушается едва ли не впервые, и только для того, чтобы изображение соответствовало реальности, оптическому восприятию человека.

Нижняя затеснённая зона с мёртвыми Ниобидами представляет, таким образом, нижний мир, своего рода загробное царство. Вершняя зона гораздо шире: здесь действуют фигуры, стоящие в полный рост, и здесь ещё происходят убийства. Девушки ещё не все уничтожены - Артемида достаёт стрелу для одной из них, но в основном здесь действует Аполлон, убивающий мальчиков. Один, за Артемидой, уже поражён с спину и пытается извлечь стрелу, припав на колено, тогда как его брата бог поразил на бегу, и он, ещё не остановившись, но уже чувствуя смерть, тщетно взывает к богам. тот факт, что два поражённых юноши ещё живы, тогда как единственная девушка уже умерла, говорит опять о патриархальных умонастроениях времени. Никогда в Греции прежде не показывали такой жестокости, столь бессмысленного уничтожения жизни. Дети погибают из-за кичливой похвальбы матери. Мастер Ниобид показывает акт справедливого возмездия, но в душе зрителя зреет протест против таких законов мира. Зачем нужен космос, в котором боги губят невинных детей.

У наказания есть своя логика. Артемида с Аполлоном посланы оскорблённой Лето, которая родила детей от Зевса, а Зевс - отец всех богов и людей, и если он санкционировал кару, значит она нужна, значит если её не привести в исполнение, мир придёт к разрушению. А если мир придёт к разрушению, значит виноват и не Зевс, а некие силы, которые правят космосом. Как говорил Гераклит, космос и его население - разной природы: сам он нерукотворен, боги и люди сотворены. И поскольку в нём убивают и мужчин, и женщин, значит всё живое в космосе смертно, все подвержено периодическим разрушениям - восстановлениям. Но художник протестует против казни. Вместе с мастером Ниобид в искусство греков входит нечто новое: первый признак пессимизма, неверия в справедливое мироустройство. Мёртвые Ниобиды, лежащие на первом плане его гористого мира, - едва ли являются реминисценцией прошедшей войны. Скорее, это предчувствие новых бедствий."

Источник: Акимова Л.И . Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 33-36.

Вверх.

На главную страницу.