Варварская галерея / Древнегреческая и эллинистичекая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Раненая амазонка. Римская копия со статуи Поликлета

Раненая амазонка. Римская копия со статуи Поликлета

"Раненая амазонка Поликлета, отражение которой видят в типе амазонки Скъяра, - одна из редких женских статуй мастера. Фигура характерна и явной доминантой "мужского идеала", и некоей новой, невиданной раньше в дорийской сфере женственностью. Подобно амазонке Фидия, внешне она обращена к зрителю, но внутренне - развивается в трёхмерной среде. Амазонка Поликлета ранена в правую грудь, однако, как давно заметили учёные, она высоко поднимает над головой правую руку, обнажая тем самым рану и делая её болезненной. В этом видели проявление его пресловутого формализма, не замечая, что амазонка Фидия не менее "формальна". Вместе с тем Поликлет впервые вводит в статую опору: раненая амазонка опирается на квадратный пилон. Тем самым она получает возможность длительное время спокойно стоять. Однако фигура не остаётся статической. Она исполнена, подобно Дорифору, внутреннего движения, с тем же приёмом отодвинутой к "фону" свободной ноги. Амазонка не застывает, не коченеет от своей раны - она с этой раной, хотя и страдая, живёт. И нет никаких признаков её отчаяния, стремления выйти из состояния боли, силового её преодоления. Космос Поликлетовой амазонки остаётся неуязвим - в отличии от всех других статуй конкурса, какими представляют их копии. Есть более женственные фигуры, с лучше переданными причёсками, с более изящными ногами (у Поликлетовой амазонки ноги суховатые и жилистые), с более тонкой передачей чувства. Но нет более независимой в её пространственной среде, более стойкой и "философской".

Введение опоры-пилона заслуживает особого разговора. С появлением опоры тектоника фигуры в корне меняется: и ноги как несущая часть организма, и торс как несомый теряют свою автономию. Нагрузку телесной массы в большой мере принимает пилон. Фигура начинает к нему прислоняться, на него опираеться, так или иначе привязываться к нему. С пилоном в скульптуру возвращается геометрический аниконоческий "столп", к которому, как к "мировому древу", привязывали "укрощаемых" животных. Раненую амазонку поддерживает пилон - значит, образ утрачивает внутреннюю самодисциплину и нуждается теперь во внешнем устое. Здесь амазонка ранена и не может держаться на ногах; затем в опоре станут нуждаться уставший Геракл, изнеженный Гермес или Силен с младенцем Дионисом."

Источник: Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 228-229.

Раненая амазонка. Римская копия со статуи Поликлета

 

Вверх.

На главную страницу.