Варварская галерея / Древнегреческая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Фидий. Раненая амазонка. Мраморная римская копия греческого бронзового оригинала, т.н. тип амазонки Маттеи. Высота 2,11 м. Рим, Музеи Ватикана

Фидий. Раненая амазонка. Мраморная римская копия греческого бронзового оригинала, т.н. тип амазонки Маттеи. Высота 2,11 м. Рим, Музеи Ватикана

Статуя Амазонки в Гатчинском парке.
Статуя Амазонки в Гатчинском парке.
Амазонка Маттеи. Статуя Большого каскада в Петергофе.1801. Копия с античного оригинала. Модель Ф. Гордеева. Литейный мастер В. Екимов.
Амазонка Маттеи. Статуя Большого каскада в Петергофе.1801. Копия с античного оригинала. Модель Ф. Гордеева. Литейный мастер В. Екимов.

" Другая относительно достоверная реконструкция воспроизводит облик Раненой амазонки. Эту фигуру Фидий выполнил для конкурса (440-430 гг. до н.э.), объявленого храмом Артемиды в Эфесе, по легенде считавшимся основанным амазонками. Этот факт, сообщаемый древними авторами, примечателен. Организация таких конкурсов среди ваятелей - дело чрезвычайно любопытное; оно свидетельствовало не только о высокой зрелости греческого ваяния, не только о духе состязательности, которым была пронизана вся греческая жизнь, но и о некотором "кризисе жанра"; как сказал один деятель русской культуры: "Где начинаются конкурсы - там кончается искусство".

Конкурс объявляет один из крупнейших ионийских храмов Малой Азии, и в нём участвуют четыре крупнейших ваятеля Греции: Фидий, Поликлет, Кресилай и Фрадмон. Судьями, что важно, остаются сами участники. Им велено было назвать лучшую статую, и имея в виду, что лучшей каждый сочтёт свою, учредители выбрали вторую из названных каждым ваятелем. Ею стала амазонка Поликлета. Любопытна и тема конкурса - образ раненой амазонки. Храм Артемиды в Эфесе - этот храм могучей богини матриархального мира, и нет ничего удивительного, что эмблематическая мать выдвигается на роль основательницы. Объяснимо и то, почему эта мать должна быть показана раненой: она "унижена" в патриархальной системе. Но всё же остаётся загадкой, почему такая скорбная тема оказалась в центре блестящего, шумного конкурса . Есть в этом деле некая червоточина, своего рода "этический синдром".

Амазонка Фидия, отождествлённая в копиях с типом амазонки Маттеи, была исполнена, как и все другие, в бронзе. Раненная в правое бедро, женщина была представлена анфас, в несколько сжатой позе, с копьём, которое образует вертикальную границу изваяния с левой стороны: создавалась таким образом, формальная конструкция "рамы", образуемой согнутой рукой и копьём. Столь остроумный приём придавал образу формальную и смысловую законченность: "хаотическая" рана преодолевалась "космизмом" жеста. Статуя, подобно большинству античных, ориентирована фасадно, но это скорее продиктовано замыслом. Фидий всегда тонко чувствовал среду, в которой существовали его герои, и прекрасно учитывал ракурсы, так что его отнюдь нельзя считать "планиметристом", мыслящим лишь плоскостными силуэтами. Амазонка показана в хитоне, спешившейся, в состоянии скорби, склонившей голову. И вместе с тем она, несмотря на женственность, очень сильная. Жест её руки с копьём - не только формальный, в нём чувствуется властная сила жизнеутверждения. "

Источник: Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 221-223.

 

Вверх.

На главную страницу.