Варварская энциклопедия: село Великая Топаль

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Село Великая Топаль на топографических картах:

Преображенская церковь села Великая Топаль Клинцовского района Брянской области. Фотография из фондов Брянского государственного краеведческого музея, 1957.

Преображенская церковь села Великая Топаль Клинцовского района Брянской области. Фотография из фондов Брянского государственного краеведческого музея, 1957.

"Первые упоминания о селе встречаются в польских грамотах нач. ХVII в. Село Великая Топаль известно с 1620 года, когда было отдано старосте Мозырскому - Стравинскому, а затем не раз меняло своих хозяев. В 1633 году здесь упоминается деревянная униатская церковь Святого Духа. В середине ХVII в. местечко Топаль становится центром Топальской сотни Стародубского полка. Здесь располагалось сотенное правление, решались важнейшие административные и судебные дела всей округи. После перехода Малоросии под власть российских государей наиболее заметными владельцами здесь были: Михайло Рубец, Савва Рагузинский, Гаврила и Моисей Владиславичи (с 1739 года), которые устроили здесь великолепную усадьбу, а возле неё был разбит "французский парк" и устроены оранжереи.

В 1770 году Топаль была куплена Екатериной II и подарена графу П.А. Румянцеву-Задунайскому. При П.А. Румянцеве-Задунайском в 1780 г. перестраивается деревянный дои и возводится каменная церковь Спаса Преображения - один из лучших образцов культовой архитектуры в псевдоготическом стиле, сохранившейся на Брянщине. Храм хорошо дошел до настоящего времени без каких либо переделок. В 1820 году рядом с церковью на средства княгини Варвары Сергеевны Голицыной была выстроена пирамидальная колокольня в 20 саженей, которая не сохранилась до настоящего времени. Последними владельцами этого села были князья Долгоруковы, известные в прошлом меценаты и благотворители Новозыбковского уезда.

Храм был закрыт в предвоенные годы и в нем было устроено зернохранилище. Церковь снова стала действующей в годы Великой Отечественной войны. В послевоенное время это был один из немногих храмов, в которых богослужения не прерывались. Возможно, благодаря этому церкви удалось сохранить и свой прежний облик и внутреннее убранство. "

Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов. / [сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012

Источник: https://sobory.ru/article/?object=00664

Вверх.

На главную страницу.