varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / А / Апостол Иаков Старший |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Альтикьеро. Сцены жития святого Иакова. Фреска Базилики святого Антония в Падуе. 1376-1379 | |
Апостол Иаков. Фрагмент Алтаря святого Иакова кисти Микеле Джамбоно (Около1450. Венеция. Галерея Академии) | |
Антонио Поллайоло. Святые Винсент, Иаков и Евстафий. Уффици | |
Иеронимус Босх. Апостол Иаков Старший. Левая внешняя створка полиптиха Страшный суд | |
Никлаус Мануэль Дойч. Мадонна, святая Анна, святые Рох и Иаков, как защитники от чумы | |
Хосе де Рибера. Апостол Иаков Старший. ~ 1634. Севилья. Museo Bellas Artes de Sevilla | |
Хуан Карреньо де Миранда. Чудо святого Иакова. Будапешт, Музей изобразительных искусств |
"Вернемся, однако, к пилигримам. Нам известно, что их отличительными знаками были раковина-гребешок (раковина святого Иакова) и посох. Последний, каковой был также тесно связан с походной тростью компаньонажа, естественно, является атрибутом путешественника, но имеет при этом и множество иных значений и, вероятно, когда-нибудь мы посвятим отдельное исследование этому вопросу. Касательно же касается раковины-гребешка, то в некоторых областях его именуют creusille, слово, которое следует соотнести с creuset («тигель»), это возвращает нас к идее испытания, в особенности рассмотренного в контексте алхимической символики и понятого в смысле «очищения», пифагорейского катарсиса, что точно соответствует приуготовительной фазе инициации.
Поскольку раковина-гребешок рассматривалась как особый атрибут святого Иакова, то обратимся к теме паломничества в Сантьяго де Компостела. Пути, которыми ранее следовали пилигримы, даже сегодня зачастую зовутся «дорогами святого Иакова», но это выражение имеет в то же время совсем иное приложение: на языке крестьян «путь святого Иакова» фактически означает также «Млечный Путь», и это, вероятно, покажется менее неожиданным, если мы учтем, что Компостела означает «звездное поле». Здесь мы сталкиваемся с другой идеей – идеей «небесных путешествий», к тому же в соотнесении с путешествием земным. Сейчас мы не можем более на этом останавливаться, но позволим себе напоследок отметить, что это позволяет почувствовать определенное соответствие между географическим положением мест паломничества и порядком самой небесной сферы, и, таким образом, упоминавшаяся нами «сакральная география» здесь превращается в подлинную «сакральную космографию». "
Рене Генон. Паломничества