Ангел полупустыни

«Ангелом Пустыни» называется такое изображение святого Иоанна Предтечи, на котором он представлен в виде пустынного отшельника с ангельскими крыльями. Обычно он держит в руке чашу со своей отрубленной головой, бывает, что в чаше изображают его душу в виде младенца. Часто на иконе рядом со святым изображают дерево с секирой у корней, как символ слов пророка «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Секира у корня – близкий кризис, возможная катастрофа. В последние годы жизни Юрий Константинович Горелов часто возвращался к разговору о том, что точка невозврата глобального экологического кризиса уже пройдена, «я этого не увижу, а вы молодые – увидите», говорил он, пристально смотрел прямо в глаза и широко улыбался. Думая о Горелове, я вспомнил этот красивый образ Предтечи. Наверно, нет никакой натяжки в том, чтобы применить его к Юрию Константиновичу. Ведь, работая заместителем директора по науке в Бадхызском заповеднике и будучи непримиримым охотинспектором, он был «ангелом хранителем» Бадхыза. А погружённость с головой в мир глины, песков и ветров, куланов, вулканических останцев и тюльпанов, обрывов и оврагов, ущелий и впадин, колодцев и горько-солёных родников, потухших вулканов, скорпионов и сайгаков, кабанов и джейранов, засад и ежедневной опасности, фисташковых рощ и древностей, исследований и размышлений, грифов, варанов, агам и черепах, парфян и кушан, друзей и врагов, змей, змееядов и змееловов, белуджей, пыльных бурь, туркестанских генералов и пограничных инцидентов, красоты и легенд, алабаев , архаров, уриалов и винторогих козлов, ушастых ежей и степных котов, сусликов, песчанок, волков, лис, гиен и леопардов сделала его «духом места» заповедника.

Казалось бы, странно начинать писать о Юрии Константиновичи с церковной иконографии, ведь он был совсем не религиозным, как и его дед, как и его отец, который говорил: «у Гореловых в церковь ходят женщины, а мужчины бывают там три раза; два раза я был, с третьим не тороплюсь». Но, видимо, рассказывая о нём, часто приходится говорить о сочетании черт, обычно встречающихся порознь: детскость характера и стойкость в очень серьёзных и опасных конфликтах, неспособность долго заниматься одним и тем же делом и дар годами воплощать большой намеченный план, глубокие «кабинетно-научные знания» и хорошая «военно-полевая» подготовка. В Эфиопии из-за подозрительно меткой стрельбы Юрия Константиновича приняли за разведчика, маскирующегося под учёного. Такими были герои Жюля Верна. С одной стороны, Горелов справедливо говорил о своей нерелигиозности, с другой, мне кажется, его война за неприкосновенность заповедника имеет корни очень и очень древние, и за фигурой хорошего охотинспектора улавливаются тени далёкого прошлого. Современные научно-организованные заповедники существуют меньше двух веков. До того, несколько тысяч лет существовали «парадизы», особые угодья, где охотиться могли и должны были только цари, а до «парадизов» и одновременно с ними были священные и запретные места, где не только охотиться, но и трогать ничего было нельзя; некоторые табуированные места могли посещать только особые люди и только в особое время, какие-то места нельзя было посещать никому и никогда. Сейчас так же распределены зоны в храмах (солея, амвон, алтарь …), но ведь когда-то храмом была вся Земля! Если основной объём церкви символизирует всё мироздание, то алтарь - символ мира невидимого, мира в который человек входит после смерти. Солея же, отделяющая алтарь от остального храма порог, - место перехода и место Страшного Суда.

Как я заметил, Юрий Константинович часто подчёркивал наихудшие из вариантов своих прогнозов и готовился (и призывал других готовиться) именно к ним. Например, после засушливого 2010 года с севера и востока от Черноголовки высокий сухостой несколько лет стоял вблизи от жилых домов, и Горелов предупреждал, что если в жаркую и ветреную погоду сухостой возле посёлка загорится, то огонь может перекинуться на жилые дома. По счастью, этого не произошло, леса горели, но у самой Черноголовки этого не случилось, а потом постепенно сухостой выпилили и вывезли. Черноголовкой геральдической трёхглавой сосне повезло меньше. Последствий той засухи она не пережила и через несколько лет рухнула во время летней грозы. Говорили, что её погубил расплодившийся короед, но Юрий Константинович не соглашался, он был уверен, что смертельный удар сосна получила ещё в 1980-ые годы, когда ей экскаватором сильно ободрали кору и повредили часть ствола. Первое время символ Черноголовки можно было спасти, но время упустили, специалиста, которого рекомендовал Горелов, приглашать не стали, а через несколько лет стало поздно – умирание сосны прошло точку невозврата. Она погибала медленно, простояла ещё около 30 лет (для сравнения, сосна обыкновенная - pinus sylvestris – в среднем живёт 300 лет). Юрий Константинович сравнивал деревья с черепахами – могут прожить без питания гораздо дольше, чем люди, но – не бесконечно долго. Ещё в конце 1970-ых годов (когда мало кто мог это представить) почувствовал или вычислил, что вероятность скорого распада Советского Союза очень велика и стал выступать на совещаниях в Москве с предложением готовить в заповедниках на территории РСФСР рабочие места для сотрудников заповедников, которым придётся уехать из отпавших республик. Общий прогноз Горелова по планете тоже грозен: деятельность человека уже привела к началу изменения климата, изменение климата приведёт к движению населения и усилит уже существующие общественные проблемы, рост социального напряжения вызовет войны, которые вновь ударят по природе. Недавний пример: пересыхание самых глубоких колодцев во многих частях Сирии - бегство населения в крупные города – рост безработица - обострение проблем - взрыв недовольства - война.

Юрий Константинович объяснял свою нерелигиозность отсутствием страха. Двадцатилетняя война за Бадхыз, а позднее не столь опасная, но очень непростая и конфликтная борьба за природу Черноголовки это отсутствие подтверждает. То, что кажется страшным, может оказаться смешным. Однажды Горелов услышал какой-то подозрительный шум за дверью своей черноголовской квартиры и выглянул на площадку, чуть приоткрыв дверь. Оказалось – вор пытается взломать дверь соседа. Вор подумал, что если человек смотрит на него сквозь щёлку, то он его боится и, чтобы ещё сильней напугать, стал угрожать. А Юрий Константинович смотрит на него в щёлку и говорит: « Дурак , я не тебя боюсь, я за тебя боюсь - у меня здесь две овчарки, если я открою дверь шире, они тебя в клочки порвут». Эти среднеазиатские овчарки, Султан и Гюзель были замечательными животными, настоящими образцами породы, какой она должна быть, за щенками приезжали из очень далёких городов, фотография Гюзели иллюстрирует статью о среднеазиатских овчарках в одной из энциклопедий пород собак мира. Авторитет Горелова среди собачников, особенно среди владельцев алабаев, был очень велик. Однажды он узнал, что в России (а российские стандарты по этим овчаркам обязательны для всего мира) официально приняли неправильные и вредные стандарты породы для среднеазиатской овчарки - он понимал, что с таким строением тела, как эти стандарты предписывают, собака, возможно, будет красиво смотреться на выставках, но совершенно не сможет выполнять работу, ради которой порода была выведена в Средней Азии, да и жить ей в том климате будет тяжело. Это была бы смерть для породы. Горелов поговорил с одним человеком, с другим, написал третьему, опубликовал статью "Среднеазиатская овчарка. Породная группа". И постепенно авторы стандарта, те кто его подписали, один за другим стали отказываться от своей подписи, делать вид, что ничего подобного не подписывали, что стандарт приняли без их ведома. В итоге был принят нормальный стандарт. Собаки, даже незнакомые, относились к нему по особенному : сразу ложились, когда он подходил, легко подчинялись командам. Когда спрашивали: "Как Вы это делаете?", отвечал: "Я просто их очень люблю". Вероятно, собаки его окружали всю жизнь. Его рассказы о детстве это - рассказы о прогулках с собакой в маленьком болгарском городке или о купании с ней в речке. Его воспоминания о детстве и студенческой молодости передавали ощущение светлого безмятежного счастья среди замечательных людей.

Интересна история из его студенческой жизни в Болгарии, которую Юрий Константинович рассказывал совсем недавно. Он сдаёт экзамен по минералогии. Преподаватель показывает ему кусок гипса и спрашивает, что это за минерал.

- Гипс из такого-то месторождения, отвечает Горелов и рассказывает о предложенном образце избыточно подробно (экзаменатора устроил бы просто ответ, что это гипс).

Преподаватель показывает один за другим разные образцы гипса, а Горелов всякий раз называет месторождение, где какой образец гипса добыт и подробно его характеризует.

- Вы, наверно, очень любите геологию?! – удивляется преподаватель.

- Нет, не очень, - Юрий Константинович не стал говорить, что его отец в Болгарии работал менеджером фирмы, гипс добывавшей и продававшей.

Юрий Константинович Горелов родился в Болгарии в 1931 году. Его родители - русские, эмигрировали в конце Гражданской войны. Отец - подпоручик, дед по отцу - Константин Георгиевич Горелов, генерал царской армии, дед по материнской линии - Александр Николаевич Зворыкин, инженер-путеец из рода известных и знаменитых муромских Зворыкиных. Семья хотела вернуться в Россию, ждали подходящего времени. В школе решил стать зоологом. Готовился серьёзно - кроме изучения самой науки, планомерно тренировался: ОФП, бег, плаванье, скалолазанье , стрельба, борьба. Старался не быть чемпионом в чём-то одном, а на хорошем уровне освоить всё, что могло пригодиться биологу- полевику. Своего наставника по борьбе с благодарностью вспоминал всю жизнь. Видимо, к этой же подготовке стоит отнести то, что Горелов не курил и кроме разбавленного водой красного сухого вина не пил кремких напитков, т.к. алкоголь замедляет реакцию. С одной стороны, реакция нужна зоологу, чтобы успевать заметить быстро появляющихся и так же быстро исчезающих животных, чтобы на ходу замечать мелкие детали, видеть мимолётные явления и события природы. Но Юрий Рост (журналист и фотограф больше сорока лет друживший с Гореловым, написавший о нём несколько очерков и сделавший его лучшие фотопортреты) предполагает другое объяснение: "Может быть, это семейный опыт. Дед его по материнской линии - почетный потомственный гражданин Мурома, строивший Сырдарьинскую и Транссибирскую железные дороги, погиб в офицерском споре в Гражданскую войну. Кто-то хотел провести состав без очереди, возникла ссора. Он допустил ошибку […] - вытащил пистолет позже, чем его оппонент." [5] Быстрота реакции спасала Горелову жизнь (аварии, змеи, браконьеры).

В 1955-ом Гореловы в числе нескольких тысяч русских эмигрантов из Болгарии вернулись в Россию. Семья Горелова попала в Ростовскую область, где Юрий Константинович год проработал учителем. В 1956 году Горелов обратился в Министерство сельского хозяйства с просьбой направить его на работу в один из заповедников - ему предложили на выбор 3 (если не ошибаюсь, Бадхызский, Красноводский и Крымский). Горелов выбрал Бадхыз на крайнем юге Туркмении, вероятно, сказался его интерес к обитавшим там крупным копытным и крупным пресмыкающимся.

Я начал писать о Юрии Константиновиче, просто записывая то, что слышал от него или о нём. Но в какой-то момент, желая уточнить факты, перешёл к исследованию - сначала стал читать то, что Горелове уже написано, потом стал читать подробнее о людях, упомянутых в связи с Гореловым. Читая Роста, я узнал о Владимире Эммануиловиче и Кирилле Владимировиче (отце и сыне) Мартино, чья судьба и пересекалась, и рифмовалась с судьбой Юрия Константиновича. Зоологи из офицерских семей, возвращенцы из Болгарии в одном потоке с Гореловыми. Подробно об отце и сыне Мартино можно прочитать у В.Е. Борейко [1],[2], Н.А. Ёхиной [3] и Е.Э. Шергалина [6].

Есть фотография Юрия Роста, на которой Горелов стоит с ружьём в левой руке. На левом плече у него висит какой-то предмет на ремне. По словам Роста, это - половинка бинокля, которую Юрий Константинович носил с собой начиная ещё с Болгарии: "Сын профессора Мартино Кирилл, партизанивший в Югославии против немцев во время войны, […] учил Горелова: «Зачем ты носишь нож? Человек, который носит оружие, готовится к убийству». Послевоенная София была тихим городом, но провожать ночью девушку было опасно. Он подарил Юре половинку бинокля. Никто не догадается, что это великолепный кастет ." [ 5]

Владимир Эммануилович в 1917 году основал и в тяжёлые 1917-1919 годы защищал Крымский заповедник. Рассказы Владимира Мартино об организации охраны животных в Крыму Горелов помнил и применял на практике:

"... Он запомнил рассказ русского эмигранта профессора Мартино, который был комиссаром временного правительства по ликвидации царской охоты в Крыму. Внизу были то красные, то белые, то зеленые... И в горах то же самое – вольница. Но он продолжал защищать животных. У него был татарчонок Ахмет, который постоянно ловил браконьеров.

– Как ты это делаешь?

– Если браконьер один – ружье в живот и говорю: давай оружие, неси дичь на кордон. Если два – то же самое.

– А если больше?

– Говорю селям аллейкум и прохожу мимо.

Нельзя проигрывать. ..." [5]

"Сценарии жизни" Горелова и Кирилла Мартино пересекаются и в деталях: любовь в собакам, выхоженные и живущие дома крупные птицы (аисты у Горелова, кобчик у Мартино).

Как и Гореловы Владимир Эммануилович Мартино вернулся в Россию в 1955 году. Ему было 66 лет, он был известным зоологом, но т.к. не имел официальных научных степеней, с трудом нашёл место простого лаборанта на кафедре зоологии Ростовского Государственного Университета. Чтобы иметь возможность работать научным сотрудником, ему пришлось написать кандидатскую диссертацию, которая была признана учёным советом, как соответствующая уровню докторской. Недавно я узнал, что Горелов в те годы встречался с ректором Ростовского университета Юрием Андреевичем Ждановым и, отказываясь от предложенной помощи, говорил ему, что он молодой и здоровый, что всего может добиться сам, а помочь надо Владимиру Эммануиловичу Мартино.

Основная работа Горелова в Бадхызском заповеднике – наука. Так как я не учёный, то мало знаю об этой стороне его деятельности, знаю, что его очень уважали и как биолога-теоретика, и как биолога-полевика. Больше он рассказывал о своей борьбе за неприкосновеннсть Бадхыза. Приехав в заповедник, он увидел, что на охоту в нём смотрят сквозь пальцы: вроде бы и нельзя, но и не наказывается. Охотились и местные, и наши военные, приезжало браконьерством подтвердить свой особый статус республиканское и московское начальство. О чём уж говорить, если однажды Горелов поймал охотящимся самого директора заповедника. Кроме браконьерства большой вред приносили тысячные стада овец, которые пастухи перегоняли через заповедник, они выедали всю зелень (редкую в полупустынном Бадхызе ) на своём пути. Я бы сказал, что способ действия Юрия Константиновича можно назвать "природоохранным прагматизмом" - он защищал не закон, а природу. Если директор воровал, он не мешал ему, но браконьерить не позволил и, поймав на браконьерстве, заставил уйти из заповедника. За двадцать лет сложилась легенда о Горелове, Юрий Рост привёл её к законченной формуле, которую сейчас повторяют, когда хотят коротко рассказать, кто он такой. Приведу её целиком: «Юрий Константинович Горелов – зоолог, старший научный сотрудник заповедника Бадхыз на юге Туркмении. Рост выше среднего. Русоволос. В разговоре порывист. Реакция мгновенная. Отлично видит в темноте, за что получил кличку Кошачий Глаз. Улыбается открыто и много. Начитан. Образован замечательно. На левой руке нет фаланги большого пальца – следствие укуса змеи. Азартен. Постоянно готов к спору. Стреляет точно, в том числе и с движущегося автомобиля. Из всех видов охоты признает одну – на браконьеров. В этой охоте беспощаден . Законы знает, но защищает не их, а природу. Чинов и званий не различает». [5]

Убеждённость в правоте своего дела делала Горелова непоколебимым и бескомпромиссным. Для защиты заповедника Горелов браконьеров преследовал, ловил из засады, сажал, сжигал овчарни; военным, попытавшимся устроить в Бадхызе учения, пришлось уйти, бросив часть техники в песках. Своей позицией Юрий Константинович вызывал и любовь и уважение у одних и ненависть у других. Давление на Горелова было очень сильным. Его пытались застрелить, сбить машиной, водитель грузовика, сбивший человека, которому Горелов дал поносить свою куртку, думал, что убил Горелова и хвалился этим в придорожном кафе. На Горелова пытались заводить уголовные дела (по статье "бандитизм"), но он очень хорошо знал законы и мог показать свою правоту. Присылали комиссии, инспекторов, ревизоров, журналистов - ему удавалось их убедить и из врагов превратить в сторонников. Иногда убеждения не действовали, и приходилось изображать полусумасшедшего, пугать, совать в руки ревизору ядовитых змей. Горелов продержался 22 года - потом его всё же вынудили из Туркмен ии уе хать. Он продолжал приезжать туда в экспедиции, но с 2001 года стало невозможно - враги продолжали его помнить.

Непоколебимость была свойственна и людям, собравшимся вокруг Горелова. Рассказывая легендарную историю о том, как четыре человека парализовали приграничную дивизию, Юрий Рост сообщает такие детали:

"... Арьергард, который вели старшины, знавшие Бадхыз , добрался до кордона Кизыл-Джар . Здесь солдаты увидели закрытый шлагбаум, под которым стоял мотоцикл Бащенко с привязанной к нему овчаркой Цыганкой. Сам капитан <Алексей Афанасьевич Бащенко > для этого случая вынул стеклянный глаз, надев черную повязку на манер Кутузова, и облачился в военную форму с орденами.

– Вы проедете под шлагбаумом только через мой труп, – сказал он. ..." [5]

Мне видится, что судьба провела эксперимент: отобрала группу удивительных людей, собрала их в удалённом и труднодоступном месте и сплотила их общей задачей: изучать и защищать природу удивительного и прекрасного плато. В этот эксперимент судьбы входило и следующее поколение, дети сотрудников, родившиеся и выросшие в исключительных условиях первозданной природы, пятилетними играющие с волчатами, пробегающие много километров, чтобы передать Горелову гостинец от родителей - свежевыпеченный хлеб. Этот эксперимент продлился лишь одно поколение, в конце семидесятых из заповедника вытеснили Горелова; позже, из независимой Туркмен ии уе зжали не только русские, но и местные, связанные с русской культурой. Вспоминая своих коллег, Юрий Константинович подчёркивал, что даже самые крепкие русские не могут жить и работать в Туркестане без поддержки русской государственности. Наверно, случись такой эксперимент в коренных русских землях, он проходил бы иначе.

Бадхызский заповедник во многом создавался для охраны туркменского кулана. Его численность стремительно падала в первой половине XX века. Создание заповедника повернуло этот проце сс всп ять. За 1950-70-ые годы численность кулана возросла на порядок, от нескольких сот до нескольких тысяч и достигла естественного уровня, который сохранялся до распада СССР. Беззаконие 1990-ых опять снизило стадо куланов на порядок. В начале 2000-ых их численность оценивали примерно в 500 голов. Сколько их сегодня? Неизвестно. По сведениям Юрия Константиновича, собственные куланы в Бадхызе исчезли, а попытки заселить новых - из Ашхабадского зоопарка успеха не имели. Роль маленькой группы Горелова в достижениях 1950-70-ых годов очень велика, и результаты её разгрома тоже наглядны.

Горелова принимали за шпиона по ошибке, Горелова пытались представить шпионом, чтобы избавиться от него. Кроме отличной стрельбы и необычно сильной наблюдательности с разведчиками его роднила и способность создавать разведсети. В Бадхызе у него повсюду были глаза и уши: знакомые пограничники, дети с которыми он занимался в кружке, просто уважающие его люди. 20 лет спустя в Черноголовке Юрий Константинович платил информаторам, которые сообщали где, когда, какая машина вывалила мусор в лес или в поле. Другое время, другое место, другие мотивы у людей. В Бадхызе (к иранской границе примыкает непосредственно, до афганской - меньше 20 километров) Горелов здорово помогал пограничникам, они знали, что нарушителю будет очень трудно пройти через заповедник незамеченным. Хотели наградить нагрудным знаком, но Юрий Константинович отказался. Он принял бы награду от Министерства обороны, но пограничные войска подчинялись КГБ, а значиться "отличным чекистом" Горелов не хотел. Взаимодействие с пограничниками выражалось не только во взаимном обмене информацией. Если Юрий Константинович задерживал человека в заповеднике, но не мог доказать, что он там охотился, он сдавал его пограничникам за нарушение приграничного режима. К заповеднику примыкали две заставы, и Горелов вёз задержанного на заставу дальнюю от того участка, где поймал нарушителя, чтобы тому потом было дольше и труднее возвращаться домой. Особенно тяжко приходилось тем браконьерам, которых он просил "отправить по большому кругу" (отправить на выяснение личности), домой они потом добирались недели две чуть ли не через Ашхабад. Когда в поздне-брежневское время Юрий Константинович переехал в Черноголовку, то сразу взялся за экологическую ситуацию в посёлке, обратил внимание на то, что муравейники в лесу - не в виде высоких куч иголок, а в виде пологих, "приплюснутых" холмиков, что могло говорить об отравленности грунтовых вод. Вместе с единомышленниками начал делать пробы воды, выяснил, что стоки институтов, неочищенными уходят в лесные канавы. Начал поднимать шум. Чтобы избавиться от неудобного человека, кто-то донёс в КГБ, что Горелов со своими разведками, картами, пробами - шпион. Как Юрий Константинович всегда доказывал правоту в туркменских судах, так и комитетчикам он не только доказал, что не шпион, но и объяснил, что им же самим от него польза: ведь он борется не только за чистоту природы и здоровье жителей, но и за поддержание секретности - пока стоки институтов идут в канавы, любой настоящий шпион может взять пробы, сделать анализы и по присутствию характерных химических элементов узнать, над чем работают в закрытом НИИ.

Честь, чувство чести. Сейчас это понятие встречается редко и уже требует специального разъяснения. Для Горелова оно было очень важно. Иногда, рассказывая о ком-то, он специально упоминал, если для этого человека честь была очень дорога или, наоборот, замечал, что какое-то, наказание, внешне не жестокое унизительно и лишает чести. Защищая Бадхыз, Юрий Константинович мог осложнить жизнь пойманному браконьеру, мог сильно осложнить, мог его посадить, но старался не унижать и дать "сохранить лицо". Как я понимаю, это был классический русский кодекс чести, умноженный на правила чести восточных народов.

В жизни, как и в искусстве, на восприятие фигуры влияет её фон. Очень часто жизнь человека связана с одним определённым ландшафтом. Ландшафтом судьбы Горелова были пустыни, полупустыни, засушливые степи; в первую очередь это - Средняя Азия, а так же Монголия, Эфиопия, Техас. Что такое пустыня? Сухой и жаркий климат, соответствующий животный и растительный мир. Но и образ жизни людей, тип культуры. От атеиста Горелова приходилось слышать, что пустыня - это место, где можно разговаривать с Богом, что из пустыни, из засушливых ландшафтов вышли пророки и святые многих религий. У пустыни есть легендарный ореол мира "зверей, людей и богов", "белого солнца", "поисков чудесного" - загадочного, авантюрного, героического. Всё это, как в капле воды, отражается в одной небольшой истории, которая случилось с Юрием Константиновичем в Монголии. У подножия одной из скал он нашёл небольшой бронзовый бурхан Семиглазой Тары, вокруг были разбросаны старые гильзы. На скале Горелов заметил старое орлиное гнездо и захотел его осмотреть. Это было трудно сделать, т.к. останец раскололся на две части , и гнездо находилось на той, которая готовилась обвалиться, но он всё же полез и добрался до гнезда. В гнезде он нашёл ещё одну бронзовую стауэтку - Будды Шакьямуни, у неё не хватало некоторых мелких деталей , и Юрий Константинович стал ситом просеивать песок под скалой. Так ему удалось найти чашу - атрибут Шакьямуни. Горелов так по следам восстановил события: в тридцатые годы во время "охоты на духовенство" какой-то лама, отстреливаясь, пытался уйти от преследователей, он спрятал свои святыни в гнезде орла, чтобы они не достались врагам, вернуться за ними он не смог. Добавлю, что в старой Монголии окрестности буддийских монастырей были подобием заповедников: "охотники, во избежание неприятностей и не желая обострений, обыкновенно старались, по возможности, не охотиться вблизи дацанов, в особенности в дни буддийских праздников" [4].

Литература.

1. В.Е. Борейко. Флаг над заповедником (В.Э. Мартино ), Очерки о пионерах охраны природы. Том первый. Киевский эколого-культурный центр, Центр охраны дикой природы СоЭС , 1996. - http://ecoethics.ru/old/b34/

2. В.Е. Борейко. Мартино Владимиp Эммануилович (9.06.1889 – 15.09.1961) // Словарь деятелей охраны природы. Издание второе, исправленное. Серия: История охраны природы. Киевский эколого - культурный центр. Центр охраны дикой природы, Москва, 2001. - http://ecoethics.ru/old/b42/82.html

3. Н.А. Ёхина . «История русского Сопротивления… еще не написана»: к истории Союза советских патриотов в Югославии в годы Второй мировой войны «Ежегодника Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына» 2014-2015 гг.

4. Г.М. Осокин. На границе Монголии, Очерки и материалы к этнографии юго-западного Забайкалья — СПб .: Типография А.С. Суворина 1906.

5. Ю.М. Рост. Приключение Горелова. Сценарий жизни. - https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/07/03/64776-priklyuchenie-gorelova-stsenariy-zhizni?print=true

6. Е.Э. Шергалин. Кирилл Владимирович Мартино (1914-2005) – орнитолог, ихтиолог и охотник. Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 925: 2687-2696 - https://cyberleninka.ru/article/n/kirill-vladimirovich-martino-1914-2005-ornitolog-ihtiolog-i-ohotnik

Буров-Стаськов Алексей Юрьевич. Январь-июнь, 2019.

Вверх.

На главную страницу.