Варварские тексты: Щенников В. Алавиты

В выходные дни собираются жители окрестных маленьких деревень в маленьких ресторанчиках в тени деревьев возле источника

В выходные дни собираются жители окрестных маленьких деревень в маленьких ресторанчиках в тени деревьев возле источника

СИРИЯ

В.ЩЕННИКОВ

АЛАВИТЫ

Дотошные журналисты периодически сообщают об открытии в той или иной части света раньше неизвестных групп людей. Обычно это происходит в труднопроходимых тропических лесах, вдали от населенных пунктов. Однако оказывается, что совсем рядом, в лесистых горах северо-западной части Сирии, на по бережье Средиземного моря проживает небольшая община алавитов, о нравах, обычаях, а главное — о религии которых знают в основном только её члены. И это при том, что многие алавиты занимают высокие государственные посты в Сирии. Среди них и генеральный секретарь Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ), президент Сирийской Арабской Республики (САР) Хафез Асад.

Скудость информации об этом народе объясняется стремлением алавитов держать в тайне все, что касается их религиозной доктрины и внутриобщинных дел. А это, в свою очередь, связано с постоянной борьбой за выживание на протяжении всей истории, за независимость своих принципов от влияния окружающих их больших народов и воздействия могущественных религий.

За годы работы в Сирии у меня было много знакомых среди алавитов, я часто бывал у них в гостях, но об особенностях алавитской веры смог узнать от них немного. И все-таки на основе бесед с ними и представителями других многочисленных конфессии, проживающих в этой стране, а также данных научной литературы я смог создать определенное представление об этой общине и ее добрых, гостеприимных людях.

Карта расселения алавитов в Сирии, Турции и Ливане.

Карта расселения алавитов в Сирии, Турции и Ливане.

Алавиты в Сирии — это свыше трех десятков племен, составляющих 12 процентов населения САР, то есть немногим более 1 миллиона человек.

Главным фактором, исторически объединяющим алавитов, является религиозная нусайритская доктрина. Обычаи, обряды, праздники алавитов испытывают на себе влияние Корана, Торы, Евангелия, язычества. Однако главным источником веры является ислам, поскольку нусайризм возник в результате одного из многочисленных расколов в исламе как крайняя шиитская секта в последней трети IX века.

Как рассказывал мне давний знакомый Абу Омар, нусайриты обожествляют Али — зятя пророка Мухаммеда и четвертого «праведного халифа». — История алавитов в последние столетия, — продолжал Абу Омар, — это история борьбы за выживание, противостояния враждебным внешним силам. Нередко конфликтные ситуации возникали у алавитов с исиаилитами, друзами и маронитами. Случались междоусобицы и внутри алавитского сообщества. Наиболее сложным для нусайритов вопросом были отношения с суннитским исламом.

Сунниты нападали на алавитов, угнетали и преследовали их, запрещали своим женщинам выходить за них замуж. Что касается собственно религии и обычаев, сунниты критиковали алавитов за употребление вина, учение о переселении душ, за обожествление Али. Некоторые суннитские улемы заявляли, что нусайриты большие еретики, чем иудеи, «вред от них нации Мухаммеда больший, чем от турок, французов и др. Они не верят на деле ни в Аллаха, ни в его пророка, ни в Коран». Еще в тот период, когда учение нусайризма зародилось в Багдаде, его приверженцы подвергались нападкам суннитов, что вынудило их перекочевать в горный район Средиземноморского побережья.

Одна из горных деревень

Одна из горных деревень

Алавитские племена живут в основном в горных районах на северо-западе страны. Чтобы освоить каменистую землю, приходится тяжко трудиться

Алавитские племена живут в основном в горных районах на северо-западе страны. Чтобы освоить каменистую землю, приходится тяжко трудиться

В городе Латакии тоже живут алавиты

В городе Латакии тоже живут алавиты

Продавцов больше чем покупателей

Продавцов больше чем покупателей

Мне часто приходилось бывать в районе Хамы и Махарды. Там на восточных склонах хребта Ансария в живописных местах расположены деревни, где проживают в основном алавиты и христиане. «Все легенды и небылицы об алавитах, — говорил мне Абу Али, сын которого учился в то время в Москве, — это неграмотные выдумки врагов Сирии, врагов ее свободы и независимости, рассчитанные на простаков. Не нужно трогать наши религиозные устои, не нужно указывать пальцем на наших представителей, стоящих у власти. Вспомните, сколько представителей небольших народов стояли у руля в бывшем Советском Союзе. И сейчас в руководстве России немало выходцев из таких нацменьшинств. Нужно всем жить в мире, не превращать религию в орудие политики».

Примеры из глубокой истории подтверждают слова Абу Али о постоянном стремлении алавитов находить общий язык со своими соседями. В период крестовых походов (XI—XIII вв.) их участники вначале притесняли нусайритов, однако затем стали сотрудничать с ними и, в частности, помогли в борьбе с их извечными соперниками исмаилитами. Большую роль в укреплении позиций алавитов сыграл эмир Хасан Макзун Синджари (умер в 1240 г.), который пришел в алавитские горы из Синджара.

Важным аспектом нусайритской доктрины является феномен «Аль-Баб» (Врата) — титул ближайшего сподвижника имама. У каждого имама был свой Аль-Баб. Например, у Али — Сальман Фариси. У имама Хасана Аскари — Абу Шуэйб Мухаммед Ибн Нусэйр ан-Нумейри, который положил начало обожествлению имамов. Происхождение Нумейри точно не установлено. Его деятельность проходила в основном в Багдаде, где он умер в 873 году. Наследниками и дальнейшими разработчиками его теории стали Мухаммед Ибн Джундаб и Мухаммед Джаннан Джунбалани. В период пребывания в Египте Джунбалани взял в ученики Хусейна Ибн Хамдана аль-Масри аль-Хусейби, который стал главой течения после смерти учителя и считается вторым основателем нусайризма. Впоследствии Хусейби переселился из Ирака в Дамаск, а затем в Халеб. Позже под руководством Абу Сайда аль-Меймуна Сурура Ибн Касема ат-Табарани (938—1008 гг.) центром нусайризма стала Латакия. После смерти Табарани у алавитов не было центральной власти. Каждый шейх стал действовать самостоятельно.

Краеугольным камнем нусайритского учения является тезис о «божественной триаде»: Али, Мухаммеде и Сальмане аль-Фариси, которые обозначаются символами «айн», «мим», «син-Амас». Али — это божественный смысл, то есть сам Бог, все сущее — от него. Мухаммед — имя, отражение смысла. Он создал Сальмана аль-Фариси, который является вратами Аллаха, то есть вратами в смысл через имя. Эти три понятия неразделимы, и кто их разделит, считают нусайриты, тот—еретик.

Эта триада напоминает христианскую, где Али — Бог Отец, Мухаммед — Бог Сын, Сальман — Бог Дух Святой. Человек, полагают нусайриты, не в состоянии ничего узнать об Аллахе, если тот сам не даст ему способа для этого. Это — явление Аллаха перед людьми в образе и подобии человека. Таким образом Аллаха можно понять лишь через его видимое воплощение. Нусайриты считают, что Бог являлся народу неоднократно и в разных образах. В алавитских книгах указывается, что он появлялся семь раз — в лице Адама, Нуха (Ноя), Якуба, Мусы (Моисея), Сулеймана, Исы (Иисуса), Мухаммеда. Все это воплощения Али, который был сущностью не только последнего проявления — Мухаммеда, но и всех предыдущих.

Божественность Али не нуждается в доказательствах, а является аксиомой, на которой строится вся доктрина. Исходя из этого, определяются символы веры.

Священная книга нусайритской религии начинается словами: «Кто наш господин, который создал нас? Ответ: это эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талеб, Бог. Нет Бога, кроме него». Нусайриты считают, что сам Мухаммед заявил о божественном Али: «Я из Али, а Али из меня».

По мнению нусайритов, вначале, до сотворения Земли, люди были светящимися огнями и планетами, не знали ни послушания, ни греха. Они наблюдали Али как Солнце. Затем Али являлся им в разных обличиях, демонстрируя, что познавать его можно лишь тогда, когда он сам выберет средство для этого. После каждого появления проходило семь тысяч семьсот семьдесят семь лет и семь часов. Затем Али-Бог создал земной мир и дал людям телесную оболочку. Из грехов создал чертей и дьяволов, а из козней дьявола—женщину. Поэтому алавиты не учат своих женщин молитвам и они не допущены к тайне их религии.

Важным элементом нусайритской религии является учение о переселении душ. Считается, что после смерти душа переселяется из человеческого тела в тело животного, или растения, или другого человека. И так семь раз. В том числе правоверные, например, переселяются в ослов, а иудеи — в обезьян. Души плохих людей, независимо от вероисповедания, переселяются в тех животных, которых употребляют в пищу.

Алавиты имеют свои трактовки Страшного суда, Последнего дня, Второго пришествия Али и т. д. Они отмечают шиитские праздники, посвященные Али, и христианские — Рождество (25 декабря), Пасху, а также иранский навруз (17 марта).

Я обратил внимание, бывая в гостях у Абу Али или Абу Омара, что они и члены их семей по-своему относятся, например, к соблюдению Рамадана — месяца поста. «Я сам, — говорил Абу Омар, — определяю свое отношение к посту, согласовывая свои действия с Пророком во время молитвы».

Однако даже в алавитском обществе нусайритское религиозное учение не едино, поскольку отдельные его положения трактуются различными племенами по-разному. Шималийюн (северяне), или шамсийюн (поклонники Солнца), считают, что Али «произошел из сердца Солнца». Поклонники света (схожи с шамсийюнами) считают, что Али «произошел из глаза Солнца»; калязиюн — последователи шейха из Галилеи Мухаммеда Калязи — отождествляют Али с Луной.

Кроме разницы ориентации на Солнце или Луну алавиты также делятся на тех, кто поклоняется свету («нур») и тьме («зульм»). Это одно из основных различий между алавитскими племенами. К племенам направления «нур» относятся хаятия и калябия, к «зульм» — хаддадия.

Любая алавитская община делится на категорию «особых» («хасса»), включающую приближенных к религиозному учению, и «рядовых» («амма»). Алавитские шейхи имеют три степени: «имам» — высшая, а затем «накыб» и «наджиб». Имам возглавляет группу верующих. Он их господин, глава, ответственный за них, хранитель тайны религии, учитель. Он представитель Али на Земле. Считается, что он знает будущее. Любые массовые мероприятия проводятся под руководством имама. Накыб — представляет в общине Мухаммеда, наджиб — Сальмана. Так «божественная триада» отражается в управлении алавитской общиной.

Посвящение в «особую» категорию обычно происходит в возрасте 18 лет, на что имеют право только мужчины, рожденные от отца и матери алавитов. От посвященного требуется соблюдение целого ряда условий, главное из которых — сохранение тайны религии. Обряд посвящения состоит из нескольких этапов и проходит на собраниях «особых» алавитов под руководством местного имама, в ходе которых дается клятва не разглашать тайну (подкрепляется бокалом вина), читаются суры. Посвященный пятьсот раз повторяет священное слово «Амас» (Али, Мухаммед, Сальман). Вот отсюда и начинается покрытая тайной суть алавитской общины, что, в свою очередь, порождает уйму легенд.

Существует принципиальная разница между «рядовыми» алавитами и «особыми». «Скрытые знания» («особые») — это главные знания о нусайритской доктрине. Принцип деления на «явные» и «скрытые» знания называют «батиния». Этот принцип перекликается с принципом «такия», которого мусульмане придерживаются в общении с «неверными».

Когда на территории Сирии установилась власть Османской империи, нусайриты подверглись жестоким преследованиям. На протяжении нескольких столетий, в частности в XVIII и XIX веках, османские власти предприняли многочисленные широкомасштабные карательные походы в алавитские горы, в ходе которых осуществлялись массовые убийства местного населения.

С конца XIX века османы усилили давление на алавитов с тем, чтобы те изменили веру. Среди причин этого были опасения активизации антитурецкой работы французов среди нусайритской общины. Это давление привело к появлению реформаторского течения среди алавитских шейхов, которые ввели суннитские молитвы. В алавитских районах были построены первые мечети.

После краха Османской империи, несмотря на сотрудничество в предшествовавшие годы, отношения между Францией и алавитами поначалу не сложились. Алавиты под руководством шейха Салеха Али в 1919 году начали восстание против французских властей и против их союзников — исмаилитов. После нескольких лет борьбы, которая шла с переменным успехом, в 1921 году восстание закончилось компромиссом, главным образом вследствие того, что Франция перешла к политике поддержки алавитского сепаратизма. В этих условиях было образовано Алавитское государство в рамках французского мандата, которое существовало с 1922 по 1936 год. Это алавитское образование входило в федеральный союз с Сирией, хотя алавиты в принципе добивались полной самостоятельности. В 1928 году Алавитское государство включало два бывших санджака: Латакийский (области Латакия, Джебле, Баниас, Масьяф, Хаффа) и Тартусский (области Тартус, Сафита, Тель Калях).

Карта государств, возникших на территории Сирии и Ливана во время Французского Мандата. Ситуация 1922 года.

Карта государств, возникших на территории Сирии и Ливана во время Французского Мандата. Ситуация 1922 года.

Алавитский флаг был белого цвета с желтым солнцем посередине и четырьмя красными углами. Население Алавитского государства насчитывало 278 тысяч человек, из них 176 тысяч алавитов, 52 тысячи суннитов, 44,5 тысячи христиан и 4,5 тысячи исмаилитов.

Политика Алавитского государства состояла в том, чтобы сплотить большинство алавитов к поддержке французского мандата, в то время как сунниты и христиане выступали с юнионистских позиций. Однако к середине 30-х годов французы прекратили поддержку сепаратистских течений и в 1936 году приняли решение присоединить Алавитское государство к Сирии. Алавитские шейхи протестовали против этого и направили послание премьер-министру Франции. В нем отмечалось, что алавитский народ, сохранявший свою самостоятельность на протяжении многих лет, отличается своей религией, обычаями и историей от суннитов. Кроме того, предоставление Сирии независимости, хотя оно является положительным явлением, будет означать установление господства суннитских кланов над алавитами. Таким образом, алавиты не могут согласиться с требованиями французов о присоединении к Сирии. Это послание подписали шейхи Сулейман Муршид, Мухаммед Сулейман Ахмед, Мухаммед Бек Джунейд, Сулейман Асад, Азив Ага Хавваш, Махмуд Ага Джедид.

Карта расселения этно-релегиозных групп в Сирии, ситуация 1935 года.

Карта расселения этно-релегиозных групп в Сирии, ситуация 1935 года.

5 декабря 1936 года Алавитское государство все же было присоединено к Сирии в соответствии с постановлением французских властей. Сепаратистское движение среди алавитов продолжалось еще некоторое время, однако, начиная со второй половины 30-х годов, алавитские руководители начали действовать с учетом неизбежности существования алавитской общины в рамках единой Сирии.

В частности, они старались заручиться поддержкой суннитов и, таким образом, гарантировать сохранение своей самобытности в рамках единого государства. Сунниты, со своей стороны, стремились интегрировать алавитские районы. Таким образом интересы суннитов и алавитов совпали в том, чтобы признать последних мусульманами. В 1936 году группа алавитских шейхов выступила с заявлением, в котором было указано, что каждый алавит — это мусульманин, выполняющий пять заповедей ислама. Одновременно имевший большой авторитет муфтий Палестины Амин Хусейни огласил фетву о том, что алавиты — это мусульмане, и все должны сотрудничать с ними на этой основе. Эта фетва имела определенное значение, особенно в связи с тем, что за ней стояли влиятельные суннитские круги Дамаска, которые вели борьбу за объединение Сирии. Вместе с тем большинство суннитских религиозных деятелей, в том числе в Сирии, не присоединились к палестинскому муфтию в этом вопросе.

В то же время алавиты пытались развивать отношения и с шиитскими религиозными центрами. В 60-е годы первые группы студентов были направлены в шиитский центр Неджеф, а несколько ранее в суннитский университет Аль-Азхар. Однако, как и суннитские шейхи, шиитские высшие авторитеты не торопились признавать алавитов мусульманами.

Являясь в большинстве бедными крестьянами и ремесленниками, алавиты не могли соперничать в экономической области с крупными суннитскими землевладельцами и торговцами. В связи с этим они активно проникали в армию, стремясь через этот важнейший государственный институт обрести влияние.

В алавитской среде нашли широкий отклик социалистические идеи, в результате чего многие из них, особенно офицеры, вступили в партию БААС (ПАСВ).

Как-то, направляясь в сторону живописнейшей части Сирии, где далеко в горах находится знаменитый замок Салах эд-Дина, я проезжал деревню Кардаха. Ничем не примечательная, в несколько десятков домов, вся в зелени, она, как оказалось, является родиной Хафеза Асада. В то время там еще жила его мать. Весь дальнейший путь к месту нашей конечной цели — замку я слушал рассказ Абу Али о президенте и его семье.

Сын Сирийского президента Басель Асад

Сын Сирийского президента Басель Асад

После отторжения Турцией Александретского санджака Асады лишились расположенных там своих земель, составлявших основное богатство семьи. Ее члены в связи с этим вынуждены были вести сложную борьбу за выживание. Это, вероятно, наложило отпечаток на их жизненные устои, характер и принципы, приучив как, впрочем, и большую часть алавитов в то время к выносливости и взаимной поддержке.

Сам президент и его жена Аниса Махлюф ведут скромный, почти аскетический образ жизни.

Я вспомнил рассказ российского художника О. Комова, который долгое время находился рядом с X. Асадом, работая над его скульптурой, установленной ныне перед входом в главную библиотеку страны. По наблюдениям мастера, X. Асад очень сентиментальная, чувствительная натура. Он не курит, обладает высокой работоспособностью. В свободное время любит слушать классическую музыку. Эрудирован, в манерах строг. В разговорах предпочитает внешне отдавать инициативу собеседнику, внимательно выслушать его точку зрения. При этом он умеет уступить, отвлечь внимание шуткой.

Жена X. Асада, родившаяся в деревне, занята домашними заботами, воспитанием детей, которых в семье пятеро. Старшая дочь Бушара — фармацевт, преподает в университете, сын Басель — выпускник инженерного факультета Дамасского университета, в настоящее время — офицер. Басель высоко эрудированный молодой человек, достаточно ориентирующийся в политической обстановке, известен в арабском мире как мастер высокого класса в конном спорте. Сыновья X. Асада Мадж, Махер и Бишр учатся в школе. В течение многих лет регулярно общаясь с русскими на курсах летчиков в СССР, сирийский президент всегда тепло отзывается о нашей стране и ее людях.

С дружественным визитом к сирийским берегам подошли корабли российского флота из состава Средиземноморской флотилии. На один из кораблей поднялись министр САР Мустафа Тлас и офицеры сирийской армии, в том числе сын президента Басель Асад

С дружественным визитом к сирийским берегам подошли корабли российского флота из состава Средиземноморской флотилии. На один из кораблей поднялись министр САР Мустафа Тлас и офицеры сирийской армии, в том числе сын президента Басель Асад

Алавитское сообщество довольно разнородно по своему происхождению. Среди алавитских племен в Сирии есть потомки местных жителей, а также арабских завоевателей, персов, турок, выходцев с Кавказа. Основных групп алавитских племен четыре: Хаятыя, Калябия, Хаддадия и Мутавира.

Хаятия включает древние племена басатира, абадия, даляина, факавира, амамира, бараина, хозраджия и савариха.

Название «Хаятия» идет, как считают, от шейха Али Хаята, который был сподвижником синджарского эмира Хасана Макзуна и помогал ему бороться против курдов и исмаилитов. Исторически хаятия проживали в районе города Триполи, к югу от реки Кебир, и в Аккре (Ливан). Однако их потеснили марониты, и они вынуждены были переселиться к северу от реки Кебир.

Во времена французского мандата приобрел широкую известность их шейх Сулейман Муршид, объявивший себя Богом. В связи с этим с 30-х годов его последователи — муршидиды выделились в отдельную секту. Калябия объединяет племена навасира, джахания, шаляхима, расалина и джарария.

В основном это синджарские племена, пришедшие с эмиром Хасаном Макзуном. Первым местом их обитания был район Масьяфа — Айн Киляб. Отсюда они получили свое название. Затем калябиины расширили область проживания к северу и западу. В настоящее время они составляют большинство жителей городов Джебле, Латакии, Сафиты и Тартуса. Из этих племен вышло большинство нынешних командиров сирийской армии.

В Хаддадию входят племена бану Али, башалва, башутия, атария, шамасия, ракавина. Хаддадия — одно из старейших племенных образований. Название восходит к Мухаммеду Хаддаду, сыну эмира Махмуда Синджари. Мугавира включает племена халябин, нумейлатия, сарабина, саварима, махалиба, дарависа, мухариза, башарига, джавахира, савахилия, антахия, антавия.

Мугавира пришли с эмиром Макзуном. К этому племени принадлежал лидер алавитского восстания против французов (1919-21 гг.) Салех Али.

Президент X. Асад, принадлежа к алавитскому меньшинству, тем не менее стремится решать широкий круг общенациональных задач в интересах большинства населения страны.

Характерной особенностью партийного и государственного строительства САР является принцип пропорционального представительства в них практически всех общин. Так, в Региональном руководстве ПАСВ, состоящем из 21 члена, три алавита, а в составе сирийского кабинета министров их двое.

Алавитское сообщество, связавшее в последние десятилетия свою судьбу с идеями баасизма, борьбой за общенациональные интересы Сирии, прогрессивной внешнеполитической ориентацией, выдвинуло своих видных представителей в высшие эшелоны власти в САР. Это обстоятельство создало условия для внутренней оппозиции, в частности, членов организации «Братья мусульмане», для нападок на алавитов, которых, обвиняют якобы в ереси и попытках «узурпировать» власть.

Однако, как бы ни пытались оценить роль алавитов в истории Сирии различные исследователи, никто не может отрицать важного и серьезного влияния на развитие положительных преобразований в этой стране многих представителей этой небольшой общины, и в первую очередь президента САР X. Асада.

Карта расселения этно-релегиозных групп в Сирии, ситуация 1997-2014 годов.

Карта расселения этно-релегиозных групп в Сирии, ситуация 1997-2014 годов.

Источник: Азия и Африка сегодня. Ноябрь 1993. Стр. 25-28
Источники карт: http://alex-leshy.livejournal.com/626129.html и http://alex-anpilogov.livejournal.com/140701.html

Вверх.

На главную страницу.