Варварские тексты: Козулин В.Н. Особенности концепции примитивизма у Помпея Трога
Античное общество

IV: Власть и общество в античности. Материалы международной конференции антиковедов, проводившейся 5-7 марта 2001 г. на историческом факультете СПбГУ. СПб., 2001

Под примитивизмом в общем и целом следует понимать идеализацию всего первобытного, первоначального (primitivum), обычно возникающую от наблюдения над ходом человеческой истории и ценой культурных благоустройств. Согласно научной концепции примитивизма, разработанной еще в первой половине ушедшего столетия американскими учеными А. О. Лавджоем и Дж. Боасом, примитивизм подразделяется на две формы - "мягкий" и "жесткий". Мягкий примитивизм - это характеристики людей "золотого века" или мифических племен блаженных (например, гипербореев), по отношению к которым природа является нежной матерью, обеспечивающей их беззаботной жизнью в идеальных климатических условиях. Жесткий примитивизм в античной традиции обычно встречается при описании различных культурно отсталых и близких к природе варварских племен, например, скифов и германцев. Они, напротив, характеризуются как люди, отнюдь не обласканные природой, грубые и выносливые. "Жесткие" или, иначе говоря, грубые примитивы превозносились за скудость своих желаний и вытекающее отсюда безразличие к предметам роскоши и даже элементарным удобствам цивилизации. Особенно распространенной эта последняя тенденция примитивизма была в произведениях, испытывавших на себе влияние кинической или стоической философии.

К такого рода произведениям можно отнести и сочинение Помпея Трога (автора эпохи Августа) Historiae Philippicae, т. е. "Филиппову историю" (в 44 книгах) - первую всеобщую историю среди латинских авторов. Этот труд Помпея Трога, как уже давно было установлено, в значительной степени базировался на греческом оригинале, скорее всего принадлежавшем старшему современнику Трога Тимагену Александрийскому - автору произведения "О царях". Кроме того, в нем (или же в его греческом первоисточнике) чувствуется заметное влияние таких авторов, подверженных кинико-стоическим влияниям, как Эфор, Феопомп и Посидоний. Сочинение Помпея Трога не дошло до нас непосредственно. О его содержании мы можем судить в основном по его фрагментарному пересказу, составленному между II или III вв. другим историком, М. Юнианом Юстином ("Эпитома сочинения Помпея Трога Historiae Philippicae").

Основной задачей этих тезисов нам представляется рассмотрение специфики примитивистских взглядов Помпея Трога. Примитивизм Помпея Трога является одной из ключевых идей его произведения, своеобразно преломившейся в связи со специфическим предметом его повествования - всемирной политической историей. При этом не стоит задаваться целью решить вопрос о том, насколько эта идея принадлежала самому Трогу, а насколько она была обусловлена его источниками и, прежде всего, его главным греческим источником, о котором было сказано выше. Этот вопрос трудноразрешим в значительной мере потому, что "Historiae Philippicae" не дошли до нас в оригинале, а лишь в переработке. Можно только констатировать, что наличие в произведении постоянно повторяющихся характерных терминов с придаваемым им своеобразным значением, определенный схематизм в их употреблении, позволяют, хотя и с осторожностью, говорить о достаточно самостоятельном духе работы Трога или, по крайней мере, об авторском осмыслении греческого оригинала.

Ключевыми для понимания всей концепции истории Помпея Трога являются два таких наиболее часто встречающихся термина - origines и imperium. Последовательно освещая в своих 44 книгах мировую историю, Помпей Трог особое внимание уделяет возникновению и развитию мировых империй и, прежде всего, истории Македонской империи (Iust., VII-XII), которая, судя хотя бы по названию труда, призвана была занимать в нем центральное место. Слово imperium в применении к мировым монархиям у Помпея Трога означает не только "державу". Для Помпея Трога imperium это особая и особым образом формирующаяся система власти, которой автор дает явно негативную оценку. Не раз на протяжении труда imperium противопоставляется свободе (libertas) (cf. VIII, 1, 3; XI, 10, 13; XXXI, 4, 6 f.). Период установления "империума" характеризуется проявлением у стремящихся к нему правителей грубого произвола, низменных побуждений (libido) и стремления к захватам соседних территорий. Причем, последний признак - войны с соседями - являются для Помпея Трога главным отличительным критерием империума. Войны подразделяются Трогом на две категории. Первая - это bella longinqua (т. е. войны с отдаленными народами), которые ведутся не для создания державы (imperium), а для стяжания славы своему народу, как это делали, по мнению автора, его излюбленные скифы (cf. II, 2). Вторая категория войн - уже упомянутые bella finitima или cum finitimis (войны с соседями). Эти войны, направленные на расширение собственной территории, предпринимаются в основном с целью увеличения державы, создания империи (cf. I, 1, 5 ff.; VIII, 3, 6; 6, 3 f.; XIII, 6, 18 f.; XV, 2, 17; XX, 1, 4; XXII, 3, 1; XXIII, 1, 14; XXIV, 4, 5; XXXV, 1, 1; XXXVIII, 10, 1; XLII, 1, 1; XLIII, 3, 2).

Помпей Трог проявляет негативное отношение ко всем создателям империй, но больше всего - к создателям Македонской империи - Филиппу II и Александру. Он является и определенным выразителем антиримских настроений - достаточно уникальным в римской историографии. Некоторые исследователи в связи с этим предполагали пропарфянскую тенденцию у Трога или, скорее, у его главного греческого источника. Впрочем, антиримские настроения Помпея Трога относятся, пожалуй, только к римлянам периода великих завоеваний и создания империи. Что же касается древнейшей истории римлян, то о ней историк говорит совсем в иных тонах, излагая утопический миф о Сатурновом царстве в древней Италии.

Теперь рассмотрим понятие origines и его значение у Помпея Трога. В переводе с латинского origines означают "начала", "истоки". Под "рубрикой" origines в латинских сочинениях, и в том числе у Помпея Трога, рассматривались природно-климатические условия, география, этнический состав, происхождение названия страны, различные предания и легенды, связанные с ее древнейшей историей (например, о мифических царях, об основании первых городов), образ жизни ее народа, некоторые особенности общественного и государственного строя и т. д. В "Historiae Philippicae" даются origines более 40 стран и народов.

По форме это очерки первоначальной истории, состоящие из вышеперечисленных элементов, но, судя по их содержанию, в понятие origines Помпеем Трогом вкладывается несколько более глубокий смысл. Это прежде всего изображение первоначальных патриархальных нравов, ясно противопоставляемых тому состоянию, которым характеризуется период "империума". В состоянии origines все народы изображаются сугубо положительными чертами.

Лучше всего раскрывается содержание понятия origines у Трога в описании origines скифов, которое проникнуто стоическими идеями, главным образом, идеей о природе как норме жизни. "Если бы у остальных смертных была бы подобная умеренность (moderatio) и воздержание от чужого (abstinentia alieni), - восклицает Помпей Трог, - конечно, не столько войн происходило бы во все века и во всех землях, и железо и оружие не похищали бы больше людей, чем естественные условия их судеб". Кроме того, Помпей Трог подчеркивает, что обычай скифов состоял в том, чтобы больше охранять границы государства, чем расширять их, им были чужды захватнические устремления, и царство их включало в себя территорию, населенную только скифами (II, 2).

Дихотомия двух крайних понятий - первоначального традиционного состояния (origines), с благородными bella longinqua, и "империального" состояния, с захватническими bella finitima, является основой всей исторической концепции Помпея Трога (как убедительно показал еще полвека тому назад отечественный исследователь К. К. Зельин). Эта дихотомия непосредственным образом отразилась на характере троговского примитивизма.

Итак, в чем же заключаются основные особенности примитивистских взглядов Помпея Трога? Во-первых, следует отметить, что примитивизм Трога, безусловно, относится к "жесткому" типу. В его описании скифов, например, как отмечали А. Лавджой и Дж. Боас, - "ни одна деталь - за исключением разве что их питания молоком и медом - не говорит о мягком примитивизме". Во-вторых, очевидно, что оригинальность троговской теории морального декаданса заключается в более резко выраженном среди других римских авторов "антиимпериалистическом" моменте. Для него абсолютно неприемлемы государства-imperia, он осуждает захватнические войны с соседями, совершенно не разделяя популярную в римской историографии идею bellum iustum (справедливой войны) применительно к Риму. Идеалом истории Трога являются народы, живущие в состоянии origines или близком к нему и не стремящиеся к imperium'у. Наконец, Помпей Трог вообще, пожалуй, наиболее отчетливо среди других современных ему авторов, перенес примитивистские идеи на политическую сферу. Поэтому мы вправе назвать Помпея Трога создателем весьма оригинальной в античной историографии концепции "политического примитивизма".

К сожалению, мы не можем с точностью установить, насколько самостоятельной была концепция Трога. Но ряд наблюдений все же убеждает нас в достаточной осознанности, а не в одном лишь заимствовании высказываемых им идей. В пользу этого говорит частое и схематичное употребление им некоторых понятий в определенном значении (в особенности, понятий bella longinqua и bella finitima), а также та мысль, что историку, имеющему дело с древней, главным образом, эллинистической историей, каким является Помпей Трог, трудно было непосредственно самому удержаться от примитивистских идей, от осуждения безнравственной и жестокой цивилизации с ее войнами и imperia. Действительно, наблюдения над историей Македонии, диадохов и тому подобной современной историей давали прямой повод идеализировать простые, незахватнические, далекие от цивилизации народы. А ведь согласно приведенному в самом начале нашей работы определению примитивизм как раз и возникает из "наблюдения над ходом человеческой истории".

Источник: http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/2001-03/kozulin.htm

Вверх.

На главную страницу.

Rambler's Top100 Rambler's Top100