Варварские тексты: Акимова Людмила Ивановна. Каламид

Реклама:

Загадка афинского мастера Каламида до сих пор не вполне разрешена. Античные авторы доносят о нём противоречивые сведения. С одной стороны, они утверждают, что Каламид был в стиле менее жёсток, чем Канах, Калон и Гегесий (мастера поздней архаики), но более строг, чем Мирон (создавший свои лучшие вещи ок. 460-450 гг.), с другой - что его стиль отличался изяществом, сопостовимым с изяществом Каллимаха (мастера последней четверти V в. до н.э.) и оратора Исократа (того же времени). Эти расхождения пытались примерить таким образом, что Каламид работал в 470-430 гг. до н.э., и ранний его период был строгим, а поздний "изящным". Но эту гипотезу пришлось отвергнуть, ибо тогда оставалось непонятным, как Каламид в начале карьеры мог сотрудничать со знаменитым эгинцем Онатом, его соавтором по исполнению сиракузского тирана Гиерона, сделанного около 467-466 гг. до н.э., - исполненной в бронзе группе лошадей с сидящими на них мальчиками. Причём Каламид скорее всего отливал лошадей - работа, почётная в период строгого стиля; Плиний говорит, что наибольшую славу Каламиду стяжали как раз изображения коней, правда прибавляя тут же характерную оговорку: он "не был ниже и в изображении людей". Вероятно, Каламидов было два - старший и младший, как предполагали издавна первые исседователи его творчества.

Каламида прославила в древности его статуя Афродиты Сосандры (Спасительницы мужей), описанная восхищавшимся ей Лукианом. Она воспроизводилась в римское время на монетах императоров Марка Аврелия и Коммода, знатные римлянки подражали ей в одеянии. Лукиан пишет, что одеяние это было "строгим и красиво сидящим", с покрывалом на голове и что лицо Афродиты озаряла "улыбка сдерженная и притягательная". Из его слов вырисовывается весьма необычный образ - спокойно стоящей, наглухо задрапированной женщины, со скрытой, приглушённой улыбкой; он мало свойствен "строгим" раннеклассическим богиням. Единственный тип, подходящий к этому описанию, - женская задрапированная статуя, дошедшая в ряде копий и повторений, лучшая из которых хранится в Берлине. Она представляет женщину, спокойно стоящую лицом к зрителю, её ноги повёрнуты в сторону противоположную голове, плащ закрывает тело наподобие кокона, так что видна только голова, кисти руки и ступни ног в красивых сандалиях. Плащ драпирован смелыми, длинными, широкими складками, подчёркивающими драгоценность лица, его особую природу, особую жизнь. Впервые в греческом искусстве Каламид предпринял попытку изображения духовности женщины (неважно, что эта женщина - богиня).

В пластическом смысле фигура построена более традиционно, чем Пифагоровы. Пространственное развитие не столь широко, профиль узкий. Спина проработана очень тщательно, однако её связь с боковыми сторонами и фасадом не очень органична. Формально архаический принцип "рядоположения" преодолён только в фасадном аспекте. И понятно, почему: Каламида волновали иные проблемы, скорее содержательного, чем формального свойства: выявление духовного посредством различных "строгих" антитез: скрытое - открытое, явное - неявное, внешнее - внутреннее, телесное - духовное. Ему удалось создать редкостный женский образ, в котором за внешним спокойствием и безразличием скрывалась внутренняя одухотворённость. Сосандра Каламида отгорожена от мира, но в то же время вступает с ним в совсем новые, иные отношения, чем, например, Афина в статуэтке с совой или даже более близкая по настроению "Меланхолическая Афина".

Для полной идентификации Афродиты Cосандры с типом берлинской статуи недостаёт аргументов и, даже напротив, есть ряд возражений. На базе одной из реплик сохранилась надпись "Европа". Правда, это ничего не решает - имя копиисты могли изменить. Но есть и другие несогласованности. Так, в раскопках на афинской Агоре был открыт постамент статуи с надписью, из которой следует, что она изготовлена Каламидом по заказу Каллия (как и статуя Афродиты Сосандры). База датируется ок. 448 г., тогда как стиль Сосандры в копиях целиком соответствует строгому стилю 460-х гг. Однако хочется верить, что аргументы найдутся и идентификация подтвердится.

Статуе Афродиты Сосандры близок ещё ряд дошедших в копиях памятников, среди которых выделятся так называемый Аполлон на Омфале. Судя по количеству копий, повторений и реплик, он воспроизводит оригинал строгого стиля, пользовавшийся большой славой. Высказывалась мысль, что он мог восходить к статуе Аполлона Алексикака Каламида. В этой фронтально ориентированной фигуре обнажённого бога очевидны все основные черты Афродиты Сосандры: скрытность души - при внешнем обнажении тела, особое внутреннее благородство и цельность. Аполлон для ваятеля - тоже прежде всего духовная сущность, и его внутренний мир опять раскрывается через противопоставление внешнему. Аполлон на Омфале - один из самых глубоких образов бога в раннеклассической пластике.

Кстати, Каламид почти не работал над атлетическими фигурами - он был мастером изображений богов, в отличии от Пифагора, в репертуаре которого числится только одна такая статуя: Аполлон Пифоктон. Каламид создал статуи Зевса Аммона, Асклепия, Диониса, Гермеса Криофора. Правда, возможно, что колоссальная фигура Асклепия, около 30 м высотой, изготовленная ваятелем по заказу аполонийцев с Понта для Сикиона, была создана другим, младшим Каламидом, поскольку хрисоэлефантинные колоссальные культовые статуи - одна из отличительных черт высокой греческой классики.

Таким образом, Каламид рисуется разносторонним и ярким мастером - творцом лучших в строгом стиле изображений лошадей и богов, особенно богинь. Как ни парадоксально это заключение, оно целиком вписывается в поэтику строгого стиля с его интересом к полярным сторонам живого мира.

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 95-98.

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.