Варварская энциклопедия: Юта, индейцы юта

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Джеймс Бама. Индеец из племени горных юта
Джеймс Бама. Наследие. Индеец из племени горных юта. 1976
Джеймс Бама. Индеец из племени горных юта
Джеймс Бама. Индеец из племени горных юта

"Юта – народность американских индейцев, ныне проживающих, по большей части, в штатах Юта и Колорадо. Существуют три резервации юта : Юинта-энд-Урей на северо-востоке штата Юта (3500 человек), Сазерн-Ют в Колорадо (1500 человек) и Ют-Маунтин, которая по большей части располагается на территории Колорадо, но отчасти находится и в Юта и Нью-Мексико (2000 человек). Название штата Юта происходит от названия племени. Слово « юта » значит «земля солнца» на их языке; это выражение сейчас используется в слогане штата.

Язык юта принадлежит к нумской подсемье юто-ацтекской языковой семьи и является диалектом южного нумского языка. Впрочем, большинство современных юта говорят только по-английски. Народности, говорящие на шошонских диалектах нумской семьи включают банноков, команчей, чемеуэви, гошутов, пайютов и шошонов.

До прибытия поселенцев из Мексики юта занимали значительную часть западной части штата Юта, западного Колорадо (включая Долину Сан-Луис) и части Нью-Мексико и Вайоминга. В исторические времена юта никогда не представляли собой объединенную группу; вместо этого они состояли из многочисленных кочующих племен, поддерживавших близкие связи с соседними подобными группами. Самых крупных и известных таких групп 17: капоте (Capote), кумумба, капоте (Kapote), моахе, моанумтс, пах вант, парианухе, сан-питч, шеберетч, тавивач, тиманготс, тумпанавах, уинта, ункомпахгре, уайт-ривер, вееминухе и ямперика. В отличие от других племенных образований, обитающих в этом регионе, юта не имеют никаких признаков того, что перекочевали туда в исторические времена – судя по всему, предки юта занимали эту территорию в течение тысяч лет.

Первый контакт юта с европейцами был контактом с ранними испанскими исследователями в 1630-е. Они переняли у них лошадей, торгуя с испанскими колонистами в Нью-Мексико или воруя у них же. В результате резкого повышения мобильности образ жизни юта чрезвычайно сильно изменился, примерно на тот же манер, что и культуры индейцев Великих Равнин. Социальный подъем привел к достижению различных уровней консолидации, пересмотру взаимоотношений и нарастанию напряжения между различными группами юта . По большей части юта были враждебны и испанцам, и пуэбло. Они принимали участие в длинных чередах войн, в которых зачастую участвовало три враждующих стороны одновременно, с навахо, различными племенами апачей и команчами, особенно на равнинах восточного Колорадо и северо-восточного Нью-Мексико.

Взаимоотношения юта с американскими поселенцами развивалось по стандартному для большинства прочих индейцев сценарию: соревнование, вооруженный конфликт и, в конечном итоге, принудительное помещение в резервации. В частности следует отметить Войну Уокера (1853-1854) и Войну Черного Ястреба (1865-1872) в штате Юта.

В течение многих лет трения между юта и белыми поселенцами и золотоискателями в Колорадо и Юта приводило только к немногочисленным инцидентам и стычкам. В какой-то период юта даже иногда заключали с США союзы во время войн с навахо (например, в 1863) и с апачами.

Серия договоров в 1864 послужила созданию резервации на северо-востоке Юты, а в 1868 – резервации, включавшей в себе северную треть штата Колорадо. Эта вторая резервация включала в себя также и земли, на которые предъявляли претензии другие племена. Постепенно эти территории уменьшались, пока не приняли объемы современных резерваций: большой золотоносный участок в Сан-Хуан был отчужден в 1873, а в 1879, после убийства индейцами юта агента Микера и нескольких белых рабочих, они потеряли и большую часть оставшейся у них земли. "

Источник: http://www.comanchestyle.ru/ute/82-ute.html

 

"Сидней Марголин, психиатр и психоаналитик из Денвера, штат Колорадо, провел очень точное психоаналитическое и социально-психологическое исследование на индейцах прерий, в частности из племени юта, и показал, что эти люди тяжко страдают от избытка агрессивных побуждений, которые им некуда деть в условиях урегулированной жизни сегодняшней индейской резервации в Северной Америке.

По мнению Марголина, в течение сравнительно немногих столетий - во время которых индейцы прерий вели дикую жизнь, состоявшую почти исключительно из войн и грабежей, - чрезвычайно сильное селекционное давление должно было заметно усилить их агрессивность. Вполне возможно, что значительные изменения наследственной картины были достигнуты за такой короткий срок; при жестком отборе породы домашних животных меняются так же быстро.

Кроме того, в пользу предположения Марголина говорит то, что индейцы-юта, выросшие при другом воспитании, страдают так же, как их старшие соплеменники, - а также и то, что патологические проявления, о которых идет речь, известны только у индейцев из прерий, племена которых были подвержены упомянутому процессу отбора.

Индейцы-юта страдают неврозами чаще, чем какие-либо другие группы людей; и Марголин обнаружил, что общей причиной этого заболевания оказывается постоянно подавленная агрессивность. Многие индейцы чувствуют себя больными и говорят, что они больны, но на вопрос, в чем же состоит их болезнь, не могут дать никакого ответа, кроме одного: "Но ведь я - юта!" Насилие и убийство по отношению к чужим - в порядке вещей; по отношению к соплеменникам, напротив, оно крайне редко, поскольку запрещено табу, безжалостную суровость которого так же легко понять из предыдущей истории юта: племя, находившееся в состоянии беспрерывной войны с белыми и с соседними племенами, должно было любой ценой пресекать ссоры между своими членами. Убивший соплеменника был обязан, согласно традиции, покончить с собой. Эта заповедь оказалась в силе даже для юта-полицейского, который, пытаясь арестовать соплеменника, застрелил его при вынужденной обороне. Тот, напившись, ударил своего отца ножом и попал в бедренную артерию, что вызывало смерть от потери крови. Когда полицейский получил приказ арестовать убийцу, - хотя о предумышленном убийстве не было и речи, - он обратился к своему бледнолицему начальнику с рапортом. Аргументировал он так: преступник хочет умереть, он обязан совершить самоубийство и теперь наверняка совершит его таким образом, что станет сопротивляться аресту и вынудит его, полицейского, его застрелить. Но тогда и самому полицейскому придется покончить с собой. Поскольку более чем недальновидный сержант настаивал на своем распоряжении - трагедия развивалась, как и было предсказано. Этот и другие протоколы Марголина читаются, как древнегреческие трагедии, в которых неотвратимая судьба вынуждает людей быть виновными и добровольно искупать невольно совершенные грехи.

Объективно и убедительно, даже доказательно говорит за правильность марголинской интерпретации такого поведения юта их предрасположенность к несчастным случаям.

Доказано, что "предрасположенность к авариям" является следствием подавленной агрессивности; у индейцев-юта норма автомобильных аварий чудовищно превышает норму любой другой группы автомобилистов. Кому приходилось когда-нибудь вести скоростную машину, будучи в состоянии ярости, тот знает - если только он был при этом способен к самонаблюдению, - насколько сильно проявляется в такой ситуации склонность к самоуничтожающим действиям. По-видимому, и выражение "инстинкт смерти" произошло от таких особых случаев. "

Конрад Лоренц. Агрессия.

Вверх.

На главную страницу.