Варварская энциклопедия: Тюр, Зиу

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Бог Тюр в виде Марса. Иллюстрация из рукописи XVIII века (IB 299 4to). Исландская Национальная библиотека.

Бог Тюр в виде Марса. Иллюстрация из рукописи XVIII века (IB 299 4to). Исландская Национальная библиотека.

Источник: https://www.facebook.com/hammerandvajra/posts/3141440969435048

"Наиболее сложная и неоднозначная пара в данной статье — это именно пара богов Зиу и Зиса. У нас практически не сохранилось источников и свидетельств о функциях и обязанностях обоих этих божеств. Зиу в общепринятой трактовке считается тождественным Тюру божеством верхненемецкого (современная Центральная и Южная Германия) происхождения. При этом никакой конкретики касательно его функций и рода деятельности у нас нет.

Что касается Зисы, то по её поводу ведётся ещё большая дискуссия, и выдвигаются предположения, что такой богини не существовало вовсе. Она упоминается в одной-единственной легенде, пересказанной поздними средневековыми авторами. Легенда эта связана с древним, первоначальным, названием города Аугсбург, который якобы изначально назывался Зисара — «Алтарь Зисы».

Мне сложно судить объективно, насколько данная гипотеза достоверна, как и насколько в принципе реальное божество Зиса. Однако если отталкиваться от того, что Зиса — божество, существовавшее в действительности, можно предположить весьма любопытную и занятную теорию о том, что изначально Тюр был близнечным божеством, ведущим свою историю ещё задолго до формирования скандинавской мифологии.

Итак, опираясь на общепринятое сопоставление Зиу и Тюра, можно предположить, что Зиу, как и первоначально Тюр, был главой пантеона, божеством чести и военной доблести. Имена и Зиу, и Тюра этимологически восходят к индоевропейскому слову, означающему «бог». Просто «бог», без каких-либо излишков — даже сейчас, в современных монотеистичных религиях сохранилась эта традиция именовать самое верховное божество просто «бог», не давая ему при этом никаких личных имён.

Исходя из такой логики и свидетельств того, что первоначально Тюр/Зиу был главой пантеона вместо Одина/Водана, можно выдвинуть гипотезу, что изначально, в самом начале своего возникновения Тюр был верховным богом по типу греческого Урана.

Но в те далёкие дни верховный бог не мог быть одинок. Потому что не он, на самом-то деле, был самым главным в пантеоне. А это значит, что у него должна была быть жена. И этой женой была Мать-Земля. Конечно, утверждать, что это была именно Зиса, крайне проблематично и вряд ли будет достоверно, однако ничто не мешает нам выдвинуть такое предположение.

Что до уже более близких нам по времени Зиу и Зисы, как я упомянула, сказать что-то конкретное достаточно проблематично. В любом случае, даже если принять факт того, что Зиу так и остался верховным мужским божеством, ему в любом случае нужна была какая-то супруга.

Исходя из специфики развития германских племён, которые на рубеже нашей эры, очевидно, сохраняли ещё достаточно сильные матриархальные пережитки и влияния, супругой божества должна была быть его сестра. Никаких конкретных свидетельств, подтверждающих то, что это была Зиса, у нас нет, но выдвигается гипотеза, что именно она и была ею.

Помимо этого, также выдвигается теория, что уже упомянутый нами в контексте Нертус Тацит в своей «Германии» косвенно упоминает и Зису.

«Часть свебов совершает жертвоприношения и Изиде; в чём причина и каково происхождение этого чужестранного священнодействия, я не мог в достаточной мере выяснить, но, поскольку их святыня изображена в виде либурны (римский военный корабль) , этот культ, надо полагать, завезён к ним извне» («Германия», 9).

Сложно сказать, что Тацит подразумевает под «завезённым извне» культом и причём там святилище в виде римского боевого корабля, но если речь в данном отрывке действительно идёт о Зисе, то это должна была быть всё-таки местная богиня. Впрочем, Тацит никогда не был на территориях, которые он описывает, а потому вполне вероятно, что мог допустить определённую ошибку в описании, не более того.

Учитывая тот факт, что таким богам как Тор, Один/Водан и Тюр/Зиу Тацит даёт римские имена Геркулеса, Меркурия и Марса соответственно, отождествляя их по функциям и обязанностям, то исходя из отождествления Исиды и Зисы, можно сделать вывод, что она была традиционной богиней-матерью, обладающей традиционными для супруги главы пантеона функциями.

Поклоняются этим богам, опять же по словам Тацита, свебы, чьи племенные союзы в том числе жили и на территории современной Центральной и Южной Германии, так что, чисто теоретически, они действительно могли иметь в качестве верховной богини богиню Зису.

Однако к эпохе викингов, к VIII-IX веку, как и о Нертус, все возможные свидетельства о Зисе теряются. Зиу трансформируется в Тюра и частично отходит на второй план, теряя в том числе и свою супругу и все упоминания о ней. Даже, в отличие от Нертус, не остаётся никаких косвенных ссылок на некую безымянную богиню, которая могла быть связана узами родства и брака с Тюром.

Кроме, однако, единственного упоминания в «Перебранке Локи».

«Локи [сказал]:

«Ты, Тюр, молчи!

От меня родила

жена твоя сына;

за бесчестье с тобой

я не расчёлся —

стерпел ты, презренный!»» («Перебранка Локи», 40).

Не существует ни единого толкования данных строк. В скандинавских мифах Тюр изображается одиночкой, и ни о его жене, ни возможной невесте ничего неизвестно. Что конкретно в данном фрагменте имеется в виду — не ясно, но, если теория существования Зисы правдива, вполне может быть, что это единственный туманный намёк на неё.

Таким образом, пара Зиу/Тюра и Зисы остаётся очень спорным и дискуссионным вопросом. За неимением более детальных и полных подтверждений мы не можем ни опровергнуть её, ни подтвердить. Не буду скрывать, мне эта мысль нравится, так что именно поэтому я включила её в данное описание как теорию, в общем-то, имеющую право на жизнь. "

Источник: Вікторія Кухта . " Матриархальные пережитки в скандинавской мифологии "

Вверх.

На главную страницу.