Варварская энциклопедия: Шайвизм

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Шива

Реклама: Хотите оценить стоимость часов по фото? Mir-Watch сделает это максимально быстро и точно.

ШАЙВИЗМ (шиваизм) – одно из основных религиозных направлений индуизма. Названо по имени бога Шивы, почитаемому в шайвизме как единый всевышний Бог – творец, хранитель и разрушитель миров. Образ Шивы (Благоприятный) восходит к ведическому богу Рудре – одному из второстепенных божеств индоариев, воплощавшему в себе идею разрушительной силы грозы, а также дикой природы – лесов, населенных хищными зверями и т.п. Рудра часто представлялся в виде дикого охотника в звериной шкуре с иссиня-черными волосами. Амбивалентность образа Рудры сохранилась и в оформившемся как антитеза вайшнавизму (см.) культе Шивы. Шива – царь и владыка аскетов и йогинов (йогешвара), посрамивший искушения бога любви Камы и, вместе с тем, страстный любовник своей божественной супруги Кали (она же Дурга, Парвати, Ума), родивший с ней двух сыновей - слоноголового Ганешу и Сканду. Наиболее важные атрибуты Шивы – чаша, сделанная из черепа (капала) и трезубец (тришула). В культе Шивы и его супруги Дурги также сочетаются аскетизм, практика йоги и жестокие обряды, допускающие кровавые (а в отдельных гетеродоксальных сектах и человеческие) жертвоприношения. Исторически шайвизм сосуществовал с местными народными культами, в том числе, и автохтонными дравидийскими, многое из которых он впитал в себя. Хотя шиваизм распространен практически во всей Индии, его цитаделью считается южная часть страны, «Земля дравидов» (штаты Тамилнад и Керала). В средние века чрезвычайно важна была северная традиция кашмирского шайвизма (традиция фактически прервалась в 18 в.), давшая такого крупного религиозного мыслителя, как Абхинавагупта (10 в.). Весьма распространен шайвизм и в гималайском регионе. В средние века (13-15 вв.) шайвизм был распространен в Индонезии (сейчас только на о. Бали), где образовал при взаимодействии с буддизмом синкретический культ Шива-Будды, бывший официальным культом средневекового государства Маджапахит.
В теологии шайвизма (шайва сиддханта) Шива описывается как Абсолют (Брахман – см.), вечный, бесконечный и недвойственный высший Дух (пурушоттама, параматман), совершенно бездеятельный и пассивный по своей природе. Однако, он наделен особой творческой силой, или энергией (шакти) не отличной от Шивы, но и не тождественной ему. Эта творческая энергия, философски соответствующая материи (пракрити) школы санкхья (см.) в религиозном культе персонифицируется как Великая Богиня (Дэви) – супруга Шивы (Кали, Дурга, Парвати, Ума), почитаемая как в благой, так и гневной формах. Посредством этой энергии Шива творит, поддерживает и разрушает миры. Направления шайвизма, в которых особенно почитается Богиня, получили в науке название шактизма.
В религиозной философии кашмирского шайвизма шакти мыслится как начало, абсолютно единое с Шивой. Здесь Шива – трансцендениный Абсолют, чистое сознание без какого-либо «привкуса» бытия. Дальнейший процесс творения диалектически описывается как появление в этом чистом сознании элемента бытия – Есмь, к которому добавляется самосознание – Я, затем происходит синтез бытия и самосознания – Я есмь, за чем следует разделение на субъект и объект – Я и Другое, что в свою очередь приводит к появлению множественности: как многих субъектов – Я (душ, джива). Каждая душа, субстанциальна тождественная Шиве, переживает свой собственный мир, образующий с мирами других душ единую согласованную реальность (здесь, возможно, сказалось влияние буддизма школы йогачара).
Освобождение понимается в шайвизме. как растворение души (индивидуального Я) в универсальном Я Шивы. В йогической практике шайвизма бхакти не играет особой роли, хотя в отдельные эпохи (раннесредневековое движение наянаров в Тамилнаде; Андхра 12 в.) оно и приобретало весьма широкое распространение в шайвизме. Главное в психопрактике последователей шайвизма – лайя (от слова «растворение»), или кундалини йога, предполагающая очень сложные формы психофизического тренинга, включающего в себя овладение особыми позами тела (асана), дыхательные упражнения (пранаяма), рецитация молитв — мантр, сосредоточение на особых психических центрах «тонкого» тела – чакрах и особенно – пробуждение кундалини, латентной энергии организма, локализованной у основания позвоночника и представляющей в микрокосме организма космическую энергию (шакти) Шивы. Йогину следует пробудить кундалини и направить ее по энергетическому каналу позвоночника в мозг, являющийся локализацией микрокосмической проекции божественного духа Шивы, после чего происходит окончательное слияние конечного Я адепта и бесконечного Я Шивы (освобождение: мокша, мукти, нирвана).
В философском отношении теология шайвизма тяготеет к адвайта-веданте Шанкары (см. веданта), причем сам Шанкара также почитается одним из воплощений Шивы.
В синкретической традиции индуизма, стремившейся объединить шайвизм и вайшнавизм (см.) в единую традицию через идею Тримурти (Триада, Три Образа), Шива почитается как олицетворение божественной силы, разрушающей миры, как Разрушитель (в отличие от Брахмы – Творца и Вишу – Хранителя).

Торчинов Евгений Алексеевич. "Популярный словарик индуизма".

Шива

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.