Варварская энциклопедия: Омаха

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

Чарльз Бёрд Кинг. Молодой Омаха, Орёл Войны, Маленький Миссури и два воина из племени пауни. 1821. Вашингтон. National Museum of American Art, Smithsonian Institution

Чарльз Бёрд Кинг. Молодой Омаха, Орёл Войны, Маленький Миссури и два воина из племени пауни. 1821. Вашингтон. National Museum of American Art, Smithsonian Institution

Омаха. Билл Доббинс. Amber Deluca Билл Доббинс. Amber Deluca
Омаха. Билл Доббинс. Amber Deluca Билл Доббинс. Amber Deluca
Омаха. Билл Доббинс. Amber Deluca Билл Доббинс. Amber Deluca

"Омахи. Полуоседлое сиуязычное племя, первые упоминания о котором появились еще в конце XVII века. Омахи сражались, и порой весьма успешно, с сиу, шайенами, падуками, пауни, ото, понками, сауками, фоксами и другими племенами. В конце XVIII века, до того, как племя сильно пострадало от эпидемий, оно представляло серьезную силу на Равнинах и участвовало во многих крупных сражениях. В XIX веке омахам не раз приходилось сталкиваться со своими врагами в кровавых схватках, иногда выигрывая их, иногда нет. Особенно они страдали от нападений сиу."

Стукалин Юрий Викторович. " Хороший день для смерти: военное дело индейцев Великих Равнин и прерий "- Москва: Гелеос, 2005

История омаха

Сергей Юров

История племени омаха прослеживается до 70-ых годов 17 века. Только археология может высветить что-то о еще более ранней истории, но ей особенно нечего сказать относительно прошлого этого племени.

Сами омаха указывают на то, что их родина - долина реки Огайо, но археологи этого региона ничего не говорят об омаха. Предпологается, что омаха и все сиуязычные ''дхегиа''- понка, куапавы, канза и оседжи могут быть включены в культуру '' Средней Миссисипи'', которая процветала до 15 века в окрестностях Сент Луиса. Хотя эта идея и кажется привлекательной, однако ей нет прямого подтверждения. Другая проблема заключается в том, что ни одна древняя стоянка (1400-1470) не идентифицирована как омахская. Стоянки омаха конечно когда-то существовали, но то ли были разрушены, то ли их спутали со стоянками других племен, либо их еще не обнаружили.

Экспедиция Маркетта и Жолье, пройдя 70-ых годах 17 века устье Миссури, мало что узнала от местных индейцев о живших на реке людях. Со слов индейцев они смогли только составить карту с названиями некоторых конкретных индейских групп. Название одного племени на карте - маха или омаха. Ясно, что к 70-ым годам омаха покинули район реки Миссисипи и двинулись в прерии вверх по Миссури. Когда именно ушли омаха с Миссисипи - неизвестно, но, скорее всего, это случилось в 1600 году или даже раньше.

В 1700 году Рьер Шарль Суер (никогда не видевший омаха и полагавшийся на чужую информацию) отметил, что омаха жили в деревне из 400 жилищ (возможно, 4,000 человек).

Эта деревня, по общему мнению, располагалась на Биг Сиу Ривер (когда-то - Маха Ривер), ниже города Сиу Фоллс.

Между 1714 и 1735 годами омаха построили деревню на Боу Крик (Небраска). После битвы между соперничавшими группировками племени омаха переместились в 1750 году к сегодняшнему Дакота Сити. Некоторые утверждали, что та битва на Боу Крик послужила причиной ухода понка из племени. Однако более вероятно то, что еще до основания деревни на Боу Крик, (возможно, ранее 1735 года), понка откололись от омаха.

Новая деревня у Дакота Сити просуществовала несколько лет. К 1765 году омаха отошли к югу, к холмам вдоль Миссури. Приблизительно в 1775 году снова отошли к юго-востоку, к тому месту, где высятся холмы на Омаха Крик, и где позже возник городок Гомер. Здесь омаха основали ''Большую Деревню'' или Тон вон тонга. Это была деревня Черной Птицы, самого знаменитого из ранних вождей омаха, (на самом деле, он был первым омаха, известным белым по имени). Под руководством Черной Птицы омаха стали мощной военной силой и имели в прериях огромное влияние. Черная Птица правил железной рукой и, говорят, его очень боялись. В 90-ых годах 18 века он научился пользоваться мышьяком и отравлял всякого, кто был против него.

Омаха занимали Тон вон тонга до 1819 года. После смерти Черной Птицы вождь по имени Большой Кролик несколько лет возглавлял омаха. Знаменитый Большой Лось, Онгпатонга, стал верховным вождем в 1810 году. В начале 19 века Большую Деревню посетило много торговцев пушниной и исследователей, пока сауки и фоксы не прогнали омаха из нее.

В 1819 году омаха переселились на Элкхорн Ривер, где оставались до 1834 года. В 1815 и 1825 годах они подписали договоры о мире и дружбе с США, но в них не упоминалось о земельных уступках. В 1828 году половина племени под предводительством Большого Лося вернулась в Большую Деревню на Миссури, но сауки и фоксы снова прогнали омаха оттуда в том же году. В 1830 году по договору в Прэри ду Шин омаха уступили свои земли в Айове. Годом позже они перенесли эпидемию оспы и в 1834 году вновь оказались в Большой Деревне. В ней они оставались до 1841 года. В 1836 году омаха подписали договор, по которому уступили земли в северо-западном Миссури. После нескольких схваток с лакота, сменивших сауков и фоксов вкачестве их главных врагов, омаха в 1841 году переместились к устью Логан Крик на Элкхорн Ривер, где в жалких условиях прожили 2 года. В 1843 году они в который раз вернулись в Большую Деревню, но вновь испытали на себе мощь многочисленных атак лакота. В последний раз они оставили Тон вон тонга в 1844 году, переселившись на Папильон Крик, к западу от Бельвью, Небраска. В это время их было 1,300 человек. Омаха уступили все свои земли, кроме резервации в северо-восточной Небраске.

Источник: http://indeitsi.narod.ru/stat.htm

Вверх.

На главную страницу.