Варварская энциклопедия: Мастерская православной психологии Университета эффективного развития

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Спас Благое молчание

Основной задачей мастерской православной психологии является разработка и освоение практических методов и форм православной психологии, конкретизация предмета православной психологии, ее места и роли в общевузовской и специальной подготовке, повышении квалификации психологов, психотехнологов, социологов, психотерапевтов.

 

Основные формы работы мастерской православной психологии: семинары-практикумы и экспедиции в Святые места.

«Христианское, православное понимание духовности … Дух есть Бог и духовность человека определяется степенью его Богоподобия. В чем главном это Богоподобие и как к нему подойти? Есть первичные вещи и последующие. Святые Отцы говорят о том, что нельзя перепрыгивать через ступени. С чего начать? Что первое ? Опыт святоотеческий говорит: “самая страшная болезнь – неведение болезни”. Таким образом, первая и основная задача человека, желающего встать на духовный путь – увидеть себя, более того – увидеть, что наши действия, стремления, желания не совпадают с тем духом, который мы находим в Евангелие, с той “нормой” истинной духовности, которую мы находим в личности самого Иисуса Христа и Евангельских заповедях. Пимен Великий писал по этому поводу: “Человек тот, кто познал себя .

...Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание, заключается в том, что классическая отечественная психология, которая преподается в высших учебных заведениях, является в значительной мере «умозрительной наукой», не имеющей к реальности почти никакого отношения. Святитель Григорий Палама учит: мы, христиане, считаем истинным не такое знание, которое можно найти при помощи слов и умозаключений, но “знание, являемое делами и жизнью, которое не только истинно, но прочно и непоколебимо. ... М етодами различения, умозаключения и расчленения никто не может познать даже себя самого, если многотрудным покаянием и напряженным подвигом не изгонит из собственного ума гордость и лукавство. Тот же кто не сделает свой ум таким, т.е. не очистит его, не в состоянии приобрести познание своей нищеты, которое является началом познания самого себя.”

...Итак, мы подходим к тому, что в разработке концепции православной психологии необходимо опираться не на теоретическую, а на прикладную, практическую психологию.

...К сожалению, большинство разработок в области практической психологии, которые представлены на современном психологическом рынке – в основном «западные» методики с четкой бизнес направленностью, ориентированные либо на отработку конкретных навыков, либо на преобразование одних психических содержаний в другие. Ни первое, ни второе не решает проблемы обретения тех качеств, которые необходимы человеку для осознанного движения по духовному пути (способности к самонаблюдению, тонкому различению движений внутреннего мира, управлению вниманием, волевому действию и поступку).

...Современный механистичный мир, пытаясь превратить человека в придаток машины, воздействует и искажает, прежде всего, те качества, которые дают возможность человеку оставаться свободным волевым существом, осознанно осуществлять выбор между добром и злом.

...Фильмы, реклама, радио, телевидение... До 20 спецприемов воздействия на глубинные бессознательные структуры можно найти в обычной на вид рекламе, наклеенной в вагоне метрополитена. Внимание непроизвольно. Эмоциональный вакуум захлестывает мир, огрубляется и опустошается эмоциональная сфера. Потребности тела все более и более выдвигаются на первое место, замещая и нивелируя потребности души и духа. По естественному же назначению «человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать все душевное, а тем паче телесное – а за ним и все свое внешнее. То есть жизнь семейную и общественную. Се – норма!», – писал Св. Феофан Затворник.

...Это имеет огромное значение, так как большинство современных западных психологических направлений считают, что человек может достичь самопознания при помощи психоанализа и самоанализа, то есть исключительно с помощью своего ума. Православная же аскетика говорит о том, что истинное познание самого себя достигается действием Святого духа. Только тогда, когда благодать Божия при содействии нашего собственного делания просветит душу, мы сможем познать свое бытие до мельчайших подробностей.

...Православная психология, с нашей точки зрения, изначально должна строиться и развиваться не как теоретическая «умозрительная» наука, а как мастерская. Основной формой обучения и работы в мастерской должны стать экспедиции в Святые места. Где общаясь с монахами, священнослужителями, Святынями, собирая и анализируя экспедиционные материалы, проникаясь Святым Духом этих мест, и в то же время тренируя и развивая необходимые для этого качества, можно получить реальный опыт, из которого произрастало бы понимание и, как следствие, осознание тех истин, которые лежат в православной антропологии, аскетике, богословии, смысле жизни и смерти, истинных потребностях духа, души и тела. Таким образом, православная психология получает возможность рождаться изнутри, из живого источника, из прямого переживания.

На основе полученных в экспедиции материалов могут в дальнейшем создаваться фильмы, фотовыставки, разрабатываться учебные материалы и пособия. С этой точки зрения мы предлагаем объединить усилия богословов, сектоведов, психологов, этнографов, культурологов, педагогов и всех, кому не безразлично сохранение и упрочение нашей Святой православной веры. Естественно данная работа должна вестись под патронатом Церкви, естественно потребуется определенный этап методической и организационной подготовки. Но важно начать, и начать с практической работы, с реальных экспедиций в реальные места, где бы такая работа происходила...»

Из стенограммы доклада Ковалевой Т.Г. «Православная психология. Проблемы и перспективы» на конференции в Киево-Печерской Свято-Успенской Лавре 25.03.2005 г.

Преподобный Иона. Основатель Свято-Троицкого Ионинского монастыря в Киеве

Мастерской православной психологии разработан тренингово-семинарский курс: «Современная психология и православная традиция»

 

2-х дневный тренинг-практикум (1 ступень)

«Роль личности в христианской традиции. Практические навыки осознания себя. Рефлексия и различные аспекты взаимодействия (конфликты, обиды, агрессия)»

Экспедици: Св. Троицы Ионинский монастырь, Зверинецкие пещеры, монастырь Св.Троицы (Китаевская пустынь).

 

2-х дневный тренинг-практикум (2 ступень)

«Смысл жизни и “путь спасения” в православной традиции. Практические навыки управления вниманием»

Экспедиции: Св.-Пантелеимоновский монастырь (Феофания), Глинецкие пещеры, Кирилловская церковь.

 

10-дневная молодежная программа духовного развития личности (3 ступень)

«Христианская антропология. Узкий путь или духовная лествица. Рефлексия и навыки управления личным психичским пространством. Контрманипулятивные техники и технологии»

Экспедиции: Климентьевский Инкерманский монастырь (г. Севастополь), Успенский монастырь (пещерный комплекс) (г. Бахчисарай), г. Херсонес (Православный Храм, историко-археологический комплекс), монастырь Георгия Победоносца (мыс Фиолент), монастырь Святой Торицы (г. Симферополь).

 

3-х дневный семинар-практикум (1 ступень)

«Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Четыре сотни глав о любви преп. Максима (Исповедника). О тайных недугах души. Практические навыки осознания себя. Активизация жизненной позиции, формирование антисуицидальной, антинаркотической установки»

Экспедиции: Киево-Печерская Свято-Успенская Лавра, Св. Троицы Ионинский монастырь, Зверинецкие пещеры, монастырь Св.Троицы (Китаевская пустынь).

 

10-дневный тренинг-семинар (2 ступень)

«Ступени духовного восхождения в православной традиции. Развитие волевых качеств, понимание собственных стереотипов мышления, поведения и их преодоление, освоение навыков управления телом, сознанием и поведением».

Экспедиции: Троице-Параскиевский Топловский монастырь (с. Тополевка), Климентьевский Инкерманский монастырь (г. Севастополь), Успенский монастырь (пещерный комплекс) (г. Бахчисарай), г. Херсонес (Православный Храм, историко-археологический комплекс), монастырь Георгия Победоносца (мыс Фиолент), монастырь Святой Торицы (г. Симферополь).

 

Руководитель мастерской Ковалева Татьяна Георгиевна – заместитель генерального директора Университета эффективного развития

Ведущий специалист мастерской Куц Татьяна Алексеевна – директор Православного фонда «Світ»

Вверх.

На главную страницу.