Варварская энциклопедия: Кентавры

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

"Происхождение слова "кентавр" долго оставалось загадкой. Греческое кентаврос, индийское гандхарва, авестийское гандэрэва - форма этих слов свидетельствовала об ареальном заимствовании. Но откуда? Истоки нашлись на Кавказе. Осетины и адыги знают кантов как противников нартов в эпосе. В нахских языках (чеченском, ингушском, бацбийском) "кант" - "молодой парень" (именно отсюда русское жаргонное "кент"!), "кары" - "ватага", а всё вместе означало типичный для многих племен мужской союз, Mannerbund, когда группы дерзкой молодежи создавали тайные общества, занимались буйством и налетами. Как известно, греческие кентавры и индийские гандхарвы как раз славились драками, похищением невест, а также были известны как прекрасные музыканты. Короче, предки греков и индоиранцев звали кентаврами ватаги молодых "кентов" - предков чеченцев, которые с шумом и музыкой нападали на них во время свадеб и т.д. Так и сложился этот мифологический образ. "

Максим Медоваров
Битва кентавтов с хищниками. Мозаика виллы Адриана в Тиволи. Берлин. Государственный музей
Битва кентавтов с хищниками. Мозаика виллы Адриана в Тиволи. Берлин. Государственный музей
Минерва, Афина, Паллада. Сандро Боттичелли. Паллада и кентавр. Уффици
Сандро Боттичелли. Паллада и кентавр. Уффици  
Пьеро ди Козимо. Битва кентавров с лапифами
Пьеро ди Козимо. Битва кентавров с лапифами
Пьеро ди Козимо. Битва кентавров с лапифами
Пьеро ди Козимо. Битва кентавров с лапифами
Бартоломеус Шпрангер. Геркулес, Деянира и кентавр Несс
Бартоломеус Шпрангер. Геркулес, Деянира и кентавр Несс  
Помпео Батони. Обучение Ахилла у кентавра Хирона. 1770
Помпео Батони. Обучение Ахилла у кентавра Хирона. 1770
Помпео Батони. Кентавр Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде. 1770
Помпео Батони. Кентавр Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде. 1770
Мост с кентаврами в Павловском парке
Мост с кентаврами в Павловском парке.
Жан-Батист Реньо. Кентавр Хирон учит Ахилла стрельбе из лука
Жан-Батист Реньо. Кентавр Хирон учит Ахилла стрельбе из лука
Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Павловск. Мост с Центаврами. Открытка общины святой Евгении. 1904
Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Павловск. Мост с Центаврами. Открытка общины святой Евгении. 1904
Борис Вальехо. Битва кентавров с лапифами. 1988
Борис Вальехо. Битва кентавров с лапифами. 1988
Борис Вальехо. Кентавр и всадница. 1998
Борис Вальехо. Кентавр и всадница. 1998
Хосе Даниель Кабрера Пена. Битва кентавров с лапифами. Тесей убивает кентавра Эврита.
Хосе Даниель Кабрера Пена. Битва кентавров с лапифами. Тесей убивает кентавра Эврита.

Китоврас. Ещё один Царский лик

Александр Елисеев

В русских апокрифических сказаниях содержится образ диковинного Китовраса – человека-коня (кентавра), у которого иногда есть крылья. Он сотрудничает с царём Соломоном, помогая ему строить храм. Но иногда их отношения враждебны – так, кентавр похищает царскую жену и даже сам пытается стать царем.

Но Китоврас и сам царь, он правит Лукорьем, то есть Лукоморьем. А Лукоморье помещают и на Севере. Это Гиперборея, которая имеет два уровня – высший, рахманский («Великая Тартария и гиперборейский Тартар», и нижний – зверочеловеческий. Именно в этом сокровенном царстве и правит Китоврас, сторожа заключенных туда зверолюдей («чудь», «дивьи»). Апокрифы сообщают, что он правит как людьми, так и зверьми, что явно указывает на власть над зверочеловеческим. Причём, первыми он правит днём, а вторыми - ночью. А вот это уже указатель на наличие у сокровенного царства 1) высшего, «дневного», и 2) «низшего», ночного уровня. Сам Китоврас известен в русской мифологии ещё и как Святогор, Вий и Кащей. («Грозный старец с Черной горы»)

При этом, безусловно, надо отделять Китовраса от Царя Мира – сверхчеловеческого принципа, персонифицированного в Чакрвартине, Вайшванаре, Белобоге, Мельхиседеке. «Последний» пребывает с сакральном Сне, распространяя свои бытийное энергии на всю вселенную. («Сонное лже-царство» ) А вот Китоврас (Вий, Кащей, Святогор) есть первый свергнутый и убитый царь, который стал повелителем «загробного» мира, а, точнее, сокровенного царства. Индоарийская традиция знает его как Яму-Йиму, который пал жертвой узурпатора, но и сам виновен в своём падении.

«Авеста» повествует о том, как «Царь Золотого Века Йима отказался стать пророком истинной веры, соглашаясь «всего лишь» на роль мирового царя. Иными словами, налицо соблазн материальным могуществом в ущерб духовной реализации. Йиму свергает узурпатор Ажи-Дахака («ажи» - «дракон»), у которого три или даже шесть голов. Характерно, что этот царственный дракон вначале приносил жертвы благим божествам – Ардвисуре Анахите и Вайю, а в «Яште» его изображают праведным зороастрийцем. Однако, благие силы отказались от его поклонения, зато на помощь узурпатору пришли силы зла во главе с Ангро-Манью. Здесь явное указание на некую социальную и генетическую катастрофу внутри сакрального Царского рода, отдельные представители которого каким-то образом исказили изначальную веру, в результате чего они и стали агентами инферно. Ажи-Дахака стал драконом, пробудив в себе змеиное (шире – животное начало), в целях обретения космического могущества. К слову, наиболее ярко это стремление выражено в образе дэва-дракона Снавидки, который хотел запрячь в колесницу одновременно и Ахура-Мазду, и Ангро-Манью». («Миссия Третьей касты» )

Китоврас тоже двойственен, как и любой «природный царь», в котором особое действие нетварных, благих энергий сочетается с великим соблазном. И это – внутри Царской крови, причем, здесь важнейший аспект – змеиный. («Укротить Змея»)

Крайне любопытный и показательный момент – Китоврас может идти только прямо. Поэтому, на его пути сносят все строения. Одна вдова просит Китовраса пощадить её жилище, он пытается обойти его, но ломает ребро, изрекая афоризм: «Мягкий язык кости ломает». Китоврас устремлен к Правде, к правому, праведному и прямому, он, собственно, просто не может «ходить налево». Но он пытается это сделать, пусть и виде «исключения», пусть и с «благими намерениями». И тут же следует Катастрофа. К слову, из благих намерений вызрел и субверсивный Заговор. («Благой» Заговор)

Возможна и такая интерпретация – Китоврас последовал зову «вдовы», а «вдовство» символически выражает и оставленность Земли, Страны («Народа), лишившейся Царя. Можно было бы порассуждать о масонских «детях вдовы», но это разговор совершенно отдельный.

Двойственный Китоврас близок к Грифону, который символизирует, вертикально-ориентированное, духовно-небесное преображения звериного. («Варяжский орден гипербоейского Грифона») Но он близок и к Сфинксу, в котором звериное начало, напротив, преобладает. («Зверочеловеческий Сфинкс»)

Так же можно вспомнить, про крылатого Полкана. («Песьеглавцы и амазонки»). И тут уже зверочеловеческое, взятое в «собачьем» аспекте» («Собака Калин-царь»)

Сам по себе, образ кентавра также связан со зверочеловеческим и его преодолением: «На некоторые сообщества звериная магия оказала совсем уже искажающее воздействие. Здесь люди подвергались мощнейшей мутации, которая превращала их в зверолюдей. Собственно говоря, все эти кентавры и прочие подобные существа как раз и представляли собой жертвы разных магических мутаций. Любопытно, что согласно мифам кентавры произошли от Иксиона и некоего морока, принявшего вид облака. Какой-нибудь любитель осовременивания древности поспешил бы заговорить о радиоактивном облаке, но мы просто отметим момент сходства. В поведенческом плане эти человеко-чудовища обычно являли собой пример животной ярости и невоздержанности. Хотя среди них выделялись и отдельные мудрые существа – такие, например, как кентавр Хирон… Очевидно, что, будучи людьми, многие зверолюди пытались восстановить человеческий облик, данный им в творении. И в данном плане название «кентавр» имеет особый, мистический смысл. Оно означает «убивающий быка» (ken — «я убил», tauros – «бык»). Сам бык обладает двойным символизмом. С одной стороны он, как рогатое (полумесяц) существо символизирует лунное начало; так, в древнеиранской традиции месяц называется «имеющим семя быка». С другой стороны его часто соотносят с божеством грозы – например, в быка превращался Зевс-громовержец. Римляне жертвовали Юпитеру быков, и такую же жертву приносили некоему «творцу молний» славяне (об этом сообщает византийский автор Прокопий Кесарийский). Возможно, что здесь имел место быть некий ритуал, символизирующий преобразование лунного начала в начало грозовое. По мнению язычников, через жертвоприношение быка лунное, хтоническое, «лунное» начало преображалось и поднимается на новый уровень. Кентавров, может быть, и назвали кентаврами по имени тех из них, кто хотел убить в себе быка, минотавра. Пришествие Христа и утверждение христианства нанесло мощнейший удар по культу Зверя. Крещение и причастие давали возможность спасения всем людям – в том числе и тем из них, кто предельно исказили свой облик. «В западных легендах, - пишет В. Карпец, — повествуется: после Рождества Христова кентавры выходили из лесов, просили христианских отшельников крестить их, и отшельники не отказывали им». («Культ Зверя и технологии расчеловечивания») .

Источник: https://www.facebook.com/groups/mifologia/permalink/1437733419687180/

Вверх.

На главную страницу.