Варварская энциклопедия: Искор

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Село Искор на топографических картах:

Христос Вседержитель. Фреска Рождественской церкви в селе Искор. Написана усольским иконописцем Александром Ивановичем Мельниковым. 1869.

Христос Вседержитель. Фреска Рождественской церкви в селе Искор. Написана усольским иконописцем Александром Ивановичем Мельниковым. 1869.

Источник: https://m.fotki.yandex.ru/users/sadyrins/tags/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80/

"Защита жителей города Искора от нагайских татар" - фрагмент росписи часовни Параскевы Пятницы не месте древнего Искоровского городища.

"Защита жителей города Искора от нагайских татар" - фрагмент росписи часовни Параскевы Пятницы не месте древнего Искоровского городища.

Источник: http://artbird.ru/zhurnal/putevoditel/selo_iskor_i_iskorovskoe_gorodishhe

" Возведена часовня была в 1891 году вместо деревянной. Эта часовня знаменита своей внутренней росписью сводов, к сожалению изрядно испорченной природными явлениями и вандалами. Как говорят, часовня стоит на месте ещё одного древнего городища, столицы одного из Великопермских княжеств - городка Искор.

В Перми Великой городку Искор отводилось важное стратегическое значение - он прикрывал верхнекамские земли со стороны Печоры и Вычегды. Городок выглядел настоящей крепостью: он занимал площадку высокой горы с неприступными скалистыми стенами, путь на которую по единственному пологому склону прикрывали пять насыпных валов.

Точно известно, что во время знаменитого похода князя Федора Пестрого на Пермь Великую Искор был против московитов и был взят ими самым первым. Под его стенами разразилась самая настоящая битва, исход которой решил судьбу всего Урала и России. Среди жителей сегодняшнего села Искор также бытует предание о сказочном царе Коре, который бесстрашно сражался с татарами. Недалеко от исторического Искора посреди поля растут две рощицы. Местные жители называют их "русским и татарским островками". По преданию здесь похоронены воины с обеих сторон, павшие во время боя. Вот только какая именно это была битва (то ли искорцев с князем Пестрым, то ли царя Коры с татарами), сегодня вряд ли уже кто-то знает. Как утверждают старожилы, в "русском островке" стояла часовня с чугунной плитой, где были написаны имена всех убиенных. Ежегодно в Семик жители Искора приходили сюда крестным ходом и совершали панихиду по убиенным. "

Источник: http://novobike.livejournal.com/31434.html

Маленькая икона великомученика Пантелеимона Целителя в кирпичной нише часовни Параскевы Пятницы

Маленькая икона великомученика Пантелеимона Целителя в кирпичной нише часовни Параскевы Пятницы.

Часовня Параскевы Пятницы на Искоровском городище.

Часовня Параскевы Пятницы на Искоровском городище.

ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА И ЯЗЫЧЕСТВО

Сама по себе Параскева-Пятница - очень интересный персонаж. Для нас не важна её житийная история. А важно, что на русском Севере она считается одной из самых почитаемых святых, почти приравнивается к Богородице. Пятница "отвечает" здесь почти за всё - за здоровье, за урожай, за приплод скота, за деторождение, (какая-то уральская Астарта!), за источники, за мертвых, за торговлю и за молодых девушек. Отчасти, Пятница вобрала в себя культ славянской (или финской?!) Мокоши, отчасти - стала новым олицетворением пермского женского божества, выраженного также в образе Золотой Бабы.

И эта прямая преемственность от язычества прослеживается не только в "функциях", не только в уникальных резных изображениях, но и в обрядах, связанных со святой. Поминали её летом, в Семик, причем действо сопровождалось праздником свистопляски и ярмаркой. Г.Н. Чагин так описывает подобные праздники в Искоре: "В Семик, а позднее - в девятую пятницу после Пасхи, проводился крестный ход и совершалась панихида по убитым у села Искор. Праздник также начинался в часовне, которая была посвящена св.Параскеве-Пятнице, а затем был крестный ход к берегу озера, где, по легенде, святая омыла свое тело. На берегу озера служилась панихида по всем погибшим за Искор. Затем местные купцы устраивали ярмарку. Крестные ходы, посвященные погибшим за Пермь Великую, связанные с культом св. Параскевы-Пятницы, проводились и в Чердыни, и в Соликамске" (Отсюда)

Вот они - конфеты около иконы. Какой Рим! какой Диоклетиан! В Искоре о Параскеве-Пятнице записана следующая легенда:

"Во время одного из вражеских набегов Параскева обороняла городок вместе с другими защитниками. Врагам удалось полонить ее. Надеясь, что страдания мученицы устрашат русских воинов, и они сдадутся, израненную женщину с разбитыми в кровь ногами водили вокруг крепости, затем подняли по Узкой улочке на вершину скалы. Но недруги просчитались - мученический подвиг Параскевы Пятницы укрепил дух защитников крепости, и они храбро отразили все приступы". (Отсюда)

Или такой еще вариант:

...День тогда выдался хмурый такой. Тучи так снегом-то и налились, Асыка с войском к городку подступил. Русские с пермяками на горе воевали. Городище то на горе стоит, а под ним камень есть, Узкая улочка прозывается. Храбро, говорят, бились защитнички городища, камни на татар так и сыпались, бревнами по десятку врагов сметали с вала. От горящих стрел масляные халаты нехристей, что твои факела вспыхивали. Да уж больно неравные силы были. Много раненых воев в городище скопилось. Вот тогда свинцовые тучи расступились, и пред всеми предстала Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею. Ну, точь в точь, как в храме. Роста высокого, взгляда сурового, но с добротой и с лазоревым венком на голове. Возьмет она раненого воя да с городища по Узкой-то улочке и несет. Татары с вогулами рты пораскрывали. Руки и ноги у них онемели. А Святая наша с городища все воев-то носит. Одного отнесет, за другим возвращается, да снова с городища по Узкой улочке на поле идет, а там лес стоит. Тут в лесу она их и прятала.

Потом уж, когда Асыка городище сжег, да оставшихся защитников перебил, спасенные вой хоронили своих друзей в том лесу, в котором их Параскева укрывала да лечила. С тех пор тот лес никто не трогает. Почитают его, а по Узкой улочке люди стали ходить молиться. Поднимешься по Узкой улочке - все грехи с тебя и спадут. (Отсюда)

Источник: http://che-telcontar.livejournal.com/87579.html

Вверх.

На главную страницу.