Варварская энциклопедия: Инсан-и Кабир

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама: motorroar.ru

Инсан-и кабир

...именно человек воплощает в себе всю совокупность божественных имен, будучи “вселенной в миниатюре” (‘алам сагир). Ибн ‘Араби писал по этому поводу: “Адам есть перечень (барнамадж), охватывающий все качества, /имеющиеся/ на уровне божественного присутствия, как то: сущность, атрибуты и действия. Воистину, “Бог создал Адама по своему образу” (‘ала суратихи), а этот образ - не что иное, как божественное присутствие. Бог вложил в этот благородный перечень - то есть в Совершенного человека - все божественные имена и все, что Он создал в дифференцированной /по свойствам/ вселенной (‘алам кабир мунфасал). Он сделал его духом этой вселенной, подчинив ему высокое и низкое, в силу совершенства его образа”. Даже ангелы вынуждены были поклониться человеку и признать свою неполноценность, ибо они, обладая только одной субстанцией - духлвной, представляли лишь одну сторону бытия Абсолюта. Человек же соединял в себе две божественные ипостаси - духовную и материальную.

Следуя давней суфийской традиции, Ибн ‘Араби отождествляет макромир с “человеком-вселенной” (инсан кабир), в котором отрибуты божественного совершенства находятся в дискретном состоянии (мунфасалан).

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.