Варварская энциклопедия: Этнические психозы

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

"Наиболее сложным типом заболевания, встречающимся в традиционном обществе, являются этнические психозы. Это и амок, известный по одноименному рассказу С.Цвейга, и арктическая истерия, иму, виндиго и др. Заболевания эти специфичны для определенного места, географических условий или этнической общности.

В современной науке нет общей концепции, объясняющий сущность и главные условия возникновения данного типа патологии, и каждый этнический психоз анализируется отдельно. Но все же практически у всех этнических психозов можно выделить общее внешнее проявление — поведенческую аномалию.

Она состоит в том, что человек впадает в неистовость, одержимое состояние, теряет контакт с окружающими, убегает в пустынное место и нередко там в одиночестве погибает.

Например, в случае арктической истерии (болезнь, распространенная среди эскимосов Гренландии и Канады) человек теряет контроль над собой, впадает в бешенство, убегает от людей в ледяную пустыню, с ним случается припадок, подобный эпилептическому, и в судорожных конвульсиях он бьется об лед, гибнет.

Какова причина такого поведения? Американский ученый А.Уоллес считает, что важнейшим условием возникновения арктической истерии является недостаток кальция в питьевой воде. Е.Фолкс значительную роль в этом патологическом процессе отводит влиянию специфического чередования дня и ночи в высоких широтах.

Р.Болтон, специалист по этническому психозу, распространенному в Андах, полагает, что он возникает на фоне жестких климатических условий: недостаток кислорода, перепады дневной и ночной температур. Но решающую роль он отводит специфическому понижению уровня сахара в крови.

Как же народная медицина лечит подобные заболевания?

Прежде всего путем участия в ритуале — индивидуализированном (целитель — пациент) или групповом. На больного в комплексе воздействуют психотерапевтическое внушение, ритмические движения, пение, музыка, приводящая пациента в транс, и транквилизаторы.

В 70-х годах канадский психиатр Р. Принс детально изучал народную психиатрию племени йоруба и даже создал документальный фильм, посвященный способам лечения психозов. Он отмечает использование сильнейшего транквилизатора раувольфии. Хотя свойства раувольфии были давно известны в Африке, западная медицина познакомилась с ними лишь в последней четверти XX века.

Ясно, что весь комплекс воздействия (психотерапия плюс фармакология) не есть панацея от тяжелых форм психозов, которые и в народной медицине с большим трудом поддаются лечению. Не случайно в традиционной медицине такую огромную роль играет профилактика психопатологии в массовых и регулярно проводимых ритуалах, вызывающих экстатические состояния, с применением наркотиков-галлюциногенов. Это именно те ритуалы, которые так шокировали европейцев и были приняты за массовый психоз.

В чем суть экстатических ритуалов как профилактической терапии психозов?

Это прежде всего профилактика, имеющая целью создать психологическую защиту путем «вакцинации» — измененными состояниями сознания (ИСС). Своеобразная эта «прививка» проходит под контролем народных целителей, в строго регламентированном месте, в определенное время и т.д.

Такого рода вызванные психозы по форме проявления аналогичны патологическим психозам. Как моделируются эти состояния, чем они характеризуются?

Поискам ответов на эти вопросы посвящены исследования зарубежных ученых. Обратимся к книге «Психологическая антропология» (1979) одного из крупнейших специалистов в этой области Э. Бургиньона.

В традиционных обществах такого рода вызванные экстатические состояния — широко распространенное явление, и как показывают исследования антропологов (этнографический атлас Мердока), встречаются в 90% из 488 традиционных обществ, а у североамериканских индейцев — даже 97% этнических общностей.

Для обозначения таких состояний в поведении людей используют в антропологических исследованиях понятие «транс», в религиоведении — «экстаз», «экстатические состояния». Обобщенно, в рамках религиозных ритуалов и за их пределами (как в традиционных, так и в современных обществах), эти явления называют измененными состояниями сознания (ИСС).

ИСС отличаются следующими чертами: потерей чувства времени, гипервнушаемостью, изменениями форм выражения эмоций, ощущения своего тела.

Выделяют три типа техники экстаза (способа вхождения в транс):

сенсомоторную депривацию (физический и психологический стресс, сенсорный и физический голод), употребление наркотических веществ, воздействие ритмическими движениями и звуками (пение и музыка).

Э.Бургиньон выделяет два основных типа ИСС в традиционных обществах:

галлюцинаторный транс (или просто транс), истерический транс одержимости (неистовости).

Примечательно, что состоящий в основном в видениях транс — чаще всего прерогатива мужчин, а транс одержимости — участь женщин.

Касаясь психологической характеристики этих явлений, надо отметить, что если в галлюцинаторном трансе человек взаимодействует с себе подобным — другим воображаемым, то в трансе одержимости другим таким становится сам участник.

В галлюцинаторном трансе, как правило, человек помнит все свои переживания. Одержимость в трансе сопровождается потерей памяти.

В то время как физически пассивный участник транса (обычно мужчина) активен в своем воображении, фантазии, физически активный участник транса одержимости (как правило, женщина) — психологически пассивен, тело его используется как посредник между духами и другими людьми, участвующими в ритуале.

Для вхождения в транс одержимости женщины очень редко применяют наркотические вещества, в основном используется ритмическая музыка, танцы, пение. Транс же галлюцинаторный вызывается гипогликемией, которая моделируется сенсорной депривацией, постом, наркотиками.

Таким образом, гипогликемия может быть существенным условием возникновения болезни, психоза и одновременно вызванным специально синдромом для вхождения в транс.

Здесь отлично видно, что грань между патологией и нормой носит функциональный характер. Это означает, что одно и то же состояние человека в единстве его внутренних и внешних проявлений должно оцениваться различно, в зависимости от конкретной ситуации и деятельной направленности, цели (индивидуальной или коллективной), этнокультурного содержания действия и роли в жизнедеятельности всей общности.

Перефразируя известную мысль А.Л. Ухтомского, можно сказать, что нормальное поведение человека не есть предопределенное, раз и навсегда неизменное качество, но функция от определенной конкретики — исторической, этнической, экологической.

Основная цель экстатических состояний — психологическая защита общества. Так в культурно приемлемой форме разрешается внутренний конфликт между индивидуальными желаниями и культурными нормами, уменьшается возможность психологических дисфункций.

Так традиционное общество обеспечивает психологическое здоровье и избавляет от прямого удовлетворения запретных желаний.

Таким образом, осуществляя профилактику различного рода психопатологии, народная медицина выполняет социальную функцию, нейтрализуя противоречивые тенденции во взаимоотношениях индивида и общности.

В регулярных экстатических ритуалах реализуется еще одна особенность народной психотерапии — отбор индивидуальных психологических качеств, более желательных в том или ином типе общества.

Согласно Э.Бургиньону, если галлюцинаторный транс распространен там, где основной способ поддержания существования людей — охота, то транс одержимости — там, где жизнь людей зависит от производства пищи в сельском хозяйстве.

Естественно, определенные психологические черты более ценны в обществе охотников, нежели среди аграриев. Тогда как мужчины в обществе охотников формируются в духе независимости и самоуверенности, для женщин в аграрных культурах уступчивость и послушание — именно эти качества — считаются наиболее желательными в их производственной активности.

И действительно, анализируя психологическое содержание экстатических состояний людей, можно увидеть, что если мужчина в них активен и независим, то женщина личностно пассивна и покорна, хотя физически активна.

Отбор и закрепление определенных психологических черт, желательных для данной этнокультурной общности, стабилизирует ее, снижает агрессивность, враждебность, так как приоритетное развитие получают поведенческие стереотипы, адекватные социальной природе общности в данных экологических условиях.

По мнению антропологов, психотерапевтические потребности индивидов различны в связи с уровнем сложности социальной организации общности.

Таким образом, ритуальные ИСС в качестве психотерапии имеют социальное назначение, психологический смысл. "

 

Источник: Андрей Велик. Народная медицина в фокусе психологической антропологии

Вверх.

На главную страницу.