Варварская энциклопедия: Чиппева (оджибве)

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Джордж Кэтлин. Гонка на каноэ у индейцев оджибве возле Су-Сент-Мари. 1836–1837
Джордж Кэтлин. Гонка на каноэ у индейцев оджибве возле Су-Сент-Мари. 1836–1837
Звонимир Грбажич. Охотники чиппева.
Звонимир Грбажич. Охотники чиппева.

Оджибве (по самоназванию одной из групп оджибве — очипве), чиппева (название оджибве в США ), самоназвание анишшинапе, индейский народ группы алгонкинов в Канаде (в провинциях Манитоба и Онтарио) и США (в штатах Миннесота, Мичиган, Висконсин, Монтана, Северная Дакота). Живут в резервациях. Численность в Канаде 120 тыс. человек, в США 103,8 тыс. человек. Основные группы: северные оджибве (в верховьях рек, впадающих с запада в залив Джеймса и Гудзонов), сото (от французского saulteaux — «люди порогов», к востоку и югу от озера Виннипег до озера Лесное), юго-восточные оджибве (на северном и восточном побережье озера Гурон и к востоку от озера Мичиган) и юго-западные оджибве (в районе южного побережья озера Верхнее). Язык оджибве. Распространён английский язык. Оджибве — в основном христиане (протестанты и католики), иногда с сохранением традиционных верований.

Оджибве (чиппева) являются «старшим братом» или «хранителями веры» в существующем с XVIII века союзе индейских племён, известном как «Совет трёх огней», куда наряду с ними входят оттава и потаватоми.

Традиционная культура типична для индейцев Субарктики и северо-востока Северной Америки. Традиционные занятия — охота, рыболовство и собирательство. У сото и юго-западных оджибве сохраняется сезонный сбор дикого риса и кленового сока.

В XVII—XVIII веках оджибве втянулись в торговлю мехами с европейцами, товарный промысел пушнины стал основным занятием.

Часть южных групп оджибве занимаются фермерским хозяйством. Многие оджибве работают по найму на фермах, лесозаготовках, рудниках, в сфере обслуживания, растёт миграция в города (в Миннеаполисе около 8 тыс. сото и северных оджибве). Традиционная охота и собирательство сохраняются у северных оджибве.

В XIX веке поселяются в резервациях. В XX веке перешли к оседлости.

У юго-западных оджибве в летних лагерях по сбору риса и кленового сока вигвамы строятся редко.

Группа родственных малых семей составляла общину (20—50 человек) во главе с вождём. Брак патрилокальный, с отработками за невесту, распространяется неолокальный брак. Существовало деление на патрилинейные тотемные роды (кроме северных оджибве). Родовая экзогамия сохранялась у юго-западных оджибве и сото до 1970-х годов. У северных оджибве большие семьи объединялись в полуоседлые охотничьи общины во главе со старейшиной, существовали полигиния, левират, сорорат, кросскузенные браки, у некоторых групп, возможно, матрилинейные роды.

Городские оджибве часто сохраняют обычай родовой взаимопомощи, связь с резервациями.

В 60—70-е годы развивается общинное самоуправление. В Миннесоте 6 резерваций объединились в Миннесотское племя чиппева во главе с выборным советом. Племенные советы других групп объединены в Межплеменной совет Великих озёр.

Традиционные верования — тотемизм, охотничьи культы, культы духов-покровителей и верховного божества Киччи-Манито (у сото и юго-западных оджибве), шаманизм. Существовали мифы о культурном герое Нанабожо и каннибале Виндиго, тайные знахарские общества.

Сохраняются традиционные обряды (танец бубна), народная медицина, игры, ремёсла и искусство.

Оджибва (анишинабе)

Трудно сказать откуда пришло это название. Джон Копуэй (вождь оджибва Ках-дже-га-гах-боун), расшифровавший записи "Красного Перечня" ("Валламолум") ленни-ленапе (делаваров), в своей книге приводит легенду о Великом Совете алгонкинских племен, на который они пришли обутые в мокасины со сборками в верхней части, и были названы за эту особенность "оджибва" – "Собирающие", т.к. другие племена не носили обувь такого типа. Другая версия, что название произошло от понятия "оджибвэк", что на языке оттава означает "Читающие люди", т.к. они умели читать записи "Валламолум". Еще одна гипотеза названия означает "Журавли", т.к. журавль считался у ождибва священной птицей. Когда торговцы Шамплейна впервые встретили их в 1610 г., их восточная граница была отмечена по водам озер Гурон и Мичиган. Гребни гор, лежащие между оз. Верхним и Гудзоновым заливом были их северной границей. На западе она проходила в лесах, за которыми находилась почти безграничная прерия. На юге, в долине, вблизи от оз. Верхнего, граница охватывала южную часть Мичигана. Земли в этих пределах всегда были известны как страна оджибва.

Саук также были когда-то частью чиппева. Около 1613 г. они обособились вблизи оз. Верхнего. Когда торговцы Шамплейна завязали отношения с алгонкиноязычными племенами, они дали оттава название "Торговые индейцы". Сауки сражались с сиу близ озер, которые тянутся вдоль южного берега оз. Верхнего. Они также ввязывались в сражения с шауни и южными иллини.

В этом вопросе Дж. Хайд придерживается мнения, что сауки и др. племена южного Мичигана относятся не к оджибвейской семье, а к так называемой "Нации Огня", ведущей свое происхождение от ассеганов, "Костяных индейцев". Но он признает, что население Мичиганского полуострова было так тесно связано общностью языка и близостью родства, что было очень трудно точно определить происхождение того или иного отдельного племени.

Оджибва заняли еще часть территории на севере; они скоро расширили эти владения граничащими с холмами, покрытыми снегом на севере и с реками этого холодного региона, полными бобров, из меха которых делалась теплая одежда.

1634–1635 гг. были годами славных триумфов. Началось общение с французами в Монреале. Эта связь поддерживалась посредством путешествий через земли промежуточных народов.

Выгодные результаты дали долгие и бедственные войны, из которых оджибва вышли победителями. После этого они получили свободную связь с французами, с которыми они поддерживали дружественные отношения. С этого времени они вступили в жестокую войну с враждебными племенами, двигаясь от западной оконечности Верхнего озера вдоль озерной страны. Берега озер Верхнего и Гурон и реки Св. Лаврентия изобиловали полями сражений.

Оджибва делились на три группы: северные (сольто), юго-восточные и юго-западные (чиппева). Впоследствии выделилась четвертая группа – равнинные оджибва. Нас прежде всего интересуют юго-западные оджибва-чиппева, т.к. именно их земли лежали в районе Великих Озер и они явились непосредственными участниками событий, развернувшихся в этом районе в 1640–1650 гг., особенно на заключительном их этапе, и положили конец ирокезской экспансии на северо-западе этой страны. Здесь следует отметить, что группа миссисауга, которых Хайд выделяет как отдельное племя, Копуэй упоминает как одну из групп оджибва.

Рассмотрим некоторые аспекты социально-экономической жизни индейцев чиппева. До того как европейцы вступили с чиппева в контакт, о них мало что известно. У них была культура каменного века, приспособленная для жизни в лесах со множеством озер и водотоков. Центром этого района является северная часть Великих Озер. Индейцы чиппева жили родственными группами, возможно человек по 100–150, а их основным занятием было рыболовство и охота. Важную роль в жизни оджибва и других канадских племен играло собирательство, в том числе дикого риса и кленового сахара, оно сохраняло свое значение даже в XVIII в., что хорошо видно из воспоминаний Джона Теннера. Теннер упоминает также о знакомстве оджибва с земледелием. Ремесло находилось у них на чрезвычайно низком уровне. Из материалов, которые индейцы могли достать из окружающей их среды – коры, камня и рогов животных, – они изготовляли сосуды и различную утварь. Кроме того, индейцы в больших количествах изготовляли грубые керамические изделия, копья и стрелы с кремневыми или костяными наконечниками, с помощью которых они ловили рыбу и убивали дичь. Сети для рыбной ловли они изготовляли из волокон растений, скребки и ножи – из кремня, шила – из кости.

Одежду индейцы шили из кож различных видов оленей, включая американского лося и карибу, а также из шкур бобров и выдр. Свои жилища они строили из прутьев и маленьких жердей, изогнутых таким образом, чтобы образовать свод или арку. Для покрытия применяли бересту и циновки из травы. Их жилища вмещали либо одну семью, либо, если они были достаточно просторны, могли быть пристанищем для нескольких семей. Каноэ они делали из коры березы, скрепляя ее смолой ели или сосны. На таких лодках индейцы совершали летом плавания по Великим Озерам и протокам. На зиму каноэ зарывали, чтобы они не потрескались во время сильных морозов. Преследуя дичь в зимних условиях, индейцы пользовались лыжами-ракетками, каркас которых был обычно изготовлен из белой березы. Для перевозки тяжелых предметов, например, убитых ими животных, индейцы мастерили тоббоганы, которые волокли по снегу. Детей носили в деревянных люльках, укрепленных на спине матери или старшего ребенка.

Все необходимые им предметы индейцы изготовляли сами, взрослые члены индейской группы могли делать все. Возможно, что они и вели обмен с соседями, например с ирокезоязычными гуронами, обменивая шкуры американского лося и карибу на маис, однако, в основном, они удовлетворяли себя всем сами. Каждая группа избегала контактов со всеми, кроме близких соседей, с которыми она была связана брачными узами или с которыми у нее были общие традиции, мифы, церемонии.

В ответ на то, что животные становились доступными для охоты, они не убивали больше необходимого количества, а затем совершали обряды благодарения, считая, что это гарантирует удачную охоту в будущем. Шаманы лечили, используя главным образом лекарственные травы и припарки разных видов, с помощью которых они предотвращали и исцеляли болезни и залечивали раны.

Система их религиозных представлений сосредоточивалась на установлении и сохранении тесных и дружеских отношений с духами, которые давали содержание и формы животным и растениям, за счет которых они кормились, и даже таким неодушевленным предметам, как звезды, бури, холмы и озера.

Чиппева, как и другие народы района верхней части Великих Озер, а также прилегающих к ним областей к концу XVII в. попали в такую зависимость от европейских товаров, что фактически не могли уже без них существовать.

Таким образом, проблема, с которой столкнулись чиппева за историю своих контактов с европейцами, состояла в том, как сохранить автономию, находясь в зависимости от евро-американских товаров, необходимых для их существования.

Европейские товары и, в первую очередь, огнестрельное оружие произвели переворот в хозяйстве оджибва, определивший изменения в социально-экономической и социо-политической жизни этого племени и последующий характер их миграции. Из старых поселений рождались новые, и первые группы поселенцев открывали новые рубежи, не считаясь с сопротивлением других индейцев – жителей этих мест и с тем, что когда-то эти места были весьма негостеприимны, а теперь стали желанны из-за пушнины. В отличие от индейцев фокс, чиппева неизменно оставляли в родительских общинах определенное число членов, к которым члены дочерних групп чувствовали привязанность до тех пор, пока не могли жить самостоятельно.

Такие племена как меномини, кикапу, виннебаго, сиу и некоторые другие показывают нам иные примеры миграций. Одни из них, такие как меномини, вплоть до периода резерваций оставались жить в своих традиционных районах; другие, как кикапу, постоянно перемещались. Перемещения различных племен охватывают часть истории верхнего района Великих Озер и связывают жизнь этого района с жизнью вне его.

Существенные изменения претерпела и социо-политическая жизнь чиппева. "Раньше существовали автономные патрилинейные группы родственников или местные кланы, которых было около двадцати пяти. Такие кланы характерны для протоконтактного периода чиппева (1600–1635 гг.). Допускается возможность существования первоначальной стадии со счетом происхождения по материнской линии, который затем изменился на счет происхождения по отцовской линии, по мере того как торговые отношения начали влиять на жизнь местной общины".

Эта стадия под влиянием непосредственной торговли сначала с посредниками-гуронами, а позднее с французами расчистила путь для возникновения "политических деревень". Деревня, в которой под единой политической властью объединялось несколько родственных групп, возникла и расцвела в условиях мирной торговли и согласия с соседями чиппева – сиу, живущими к югу и западу.

Организация таких деревень стала приходить в упадок, по мере того как их торговые пути захватывали французы, и сохранялась лишь в ограниченных областях, где чиппева часто встречались со своими бывшими союзниками – сиу, которые продолжали занимать примыкающую к чиппева территорию. После упадка политической системы деревни роль основной социополитической единицы стала играть охотничья группа.

Родство по мужской линии не исключало из группы членов связанных с ней по женской линии, оно представляет собою просто одну из форм счета происхождения. Протоконтактные локальные группы чиппева представляли собой родственные группы, связанные с определенной территорией и посредством браков. Такие группы сохраняли дружественные отношения, взаимно давая доступ к местам рыбной ловли и охоты. У них были сходные и дополняющие друг друга обряды и представления.

В 40-х годах XVII в. и поколение спустя чиппева и другие алгонкины, близкородственные по языку и культуре, числом более тысячи человек, собирались в летние периоды в Су-Сент-Мари. Там они занимались рыбной ловлей, торговали и совершали обряды. Наиболее впечатляющим из них был праздник мертвых, обряд, целью которого было возобновление союзов. Зимой же индейцы небольшими группами рассеивались по обширной территории для охоты и промысла пушнины. Некоторые из них в это время занимались посредничеством в торговле мехами с людьми, живущими в глубине континента. Эти виды деятельности и военные конфликты с соперниками-индейцами, главным образом ирокезами из южных районов Великих Озер, "оживляли" жизнь чиппева. Старые автономные родовые единицы уже не отвечали новым условиям: занятию и использованию огромных территорий, необходимых для пушного промысла; содержанию так называемых "торговых складов", общих для различных племенных групп; защите от экономической и военной экспансии, потенциальной или реальной, со стороны индейских и европейских соперников. Все эти факторы лежали в основе перераспределения политической власти на более широкие группировки. Таким образом, происходил процесс концентрации населения в больших по размеру и с "более эластичными границами поселениях".

Первым плодом действия этих факторов явилась концентрация алгонкинов в больших постоянных поселениях в таких местах, как Су-Сент-Мари, Макинак, Арбор-Крош, Грин-Бей, на полуостровах Шекуамегон и Кивино, расположенных в западной части озера Верхнего.

Это не значит, что все члены родственных родов подчинились политической власти племенной деревни. В то же время маленькие группки чиппева или близких им индейцев расселились в районе к северу от озера Верхнего, занимаясь промыслом пушнины и мелкой торговлей. Возможно, что они представляли собой осколки, отколовшиеся от больших родов, частью которых они были. Очевидно, что обоюдная экспансия двух самых могущественных наций Северо–Востока Америки – ирокезов и оджибва – не могла не привести к столкновению между ними.

Maката (Александр Либенштейн). Индейцы Великих Озер в XVII веке: расселение и войны

 

Воин северных оджибве, около 1800 года

Воин северных оджибве, около 1800 года

Воин юго-восточных оджибве, около 1800 года

Воин юго-восточных оджибве, около 1800 года

Воин южных оджибве, около 1865 года

Воин южных оджибве, около 1865 года

"Оджибвеи равнинные - являются частью крупного алгонкиноязычного племени, обитавшего в лесном регионе восточной части США. Последний народ, переселившийся с востока на Великие равнины. Также известны, как западные оджибвеи, солто, сото и банги. Только к 1830-м годам они стали настоящими равнинными индейцами, переняв большинство элементов равнинной культуры. После их появления на Великих равнинах они настолько тесно стали связаны с равнинными кри, что соседние племена даже не различали их как два разных народа. Соответственно, их военная история мало отличается от истории равнинных кри. "

Стукалин Юрий Викторович. " Хороший день для смерти: военное дело индейцев Великих Равнин и прерий "- Москва: Гелеос, 2005

Вверх.

На главную страницу.