Варварская энциклопедия: Святой Августин. Блаженный Августин

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Мозаика. Святой Августин

Святой Августин

Святой Августин. Фрагмент фрески "Диспут". 1509. Ватикан, Станца делла Сеньятура

Святой Августин. Фрагмент фрески "Диспут". 1509. Ватикан, Станца делла Сеньятура

Греческий (?) художник (XII в.?). Святой Августин. Мозаика (Палермо, Капелла Палатина) 
Греческий (?) художник (XII век). Святой Августин. Мозаика (Палермо, Капелла Палатина)  
Неизвестный немецкий художник XV века. Святые Григорий, Маврикий и Августин. Лондон, Национальная галерея.
Неизвестный немецкий художник XV века. Святые Григорий, Маврикий и Августин. Лондон, Национальная галерея.
Якопо дель Селлайо. Положение во гроб
Якопо дель Селлайо. Положение во гроб
Сандро Ботичелли. Алтарь Святого Марка. Вознесение Богоматери со святыми Иоанном Богословом, Августином, Иеронимом и Элигием. ок. 1490-1492. Уффици
Ботичелли. Алтарь Святого Марка. Вознесение Богоматери со святыми Иоанном Богословом, Августином, Иеронимом и Элигием. ок. 1490-1492. Уффици 
Бенвенуто Тизи из Гарофало. Видение святого Августина. 1520. Лондон, Национальная галерея
Бенвенуто Тизи из Гарофало. Видение святого Августина. 1520. Лондон, Национальная галерея
Рубенс. Блаженный Августин и играющий младениец. 1637-1638. Прага, Национальная галерея 
Рубенс. Блаженный Августин и играющий младениец. 1637-1638. Прага, Национальная галерея 
Мурильо. Святой Августин, размышляющий о Святой Троице. Севилья. Музей изящных искусств
Мурильо. Святой Августин, размышляющий о Святой Троице. Севилья. Музей изящных искусств 

"Умирающий дуализм нашел способ перевоплотиться в другую, на этот раз монистическую концепцию. Ведь для антисистемы такие мелочи, как верность принципам, несущественны, важна цель - избавление от материи и плоти. На вооружение было принято учение Блаженного Августина, талантливого мыслителя V в., начавшего свой путь с членства в тайной манихейской общине, а кончившего дни епископом города Гиппона (в Африке) и после смерти признанного отцом церкви. Он был автором одного из трех направлений схоластики - учения о предвечном предопределении людей либо к раю, либо к аду. Были, конечно, оговорки, но суть в этом.

Аргументация Блаженного Августина сводилась к тому, что Адам согрешил и передал грех всем потомкам генетически как "первородный грех". Поэтому все люди - мерзавцы, и всем им место только в аду. Бог предвечно и безусловно постановил некоторых спасти, а прочие пусть гибнут. И любые заслуги и подвиги грешников значения не имеют, равно как и злодеяния предызбранных. Для дьявола в такой системе места нет, ибо все за него творит Бог.

Надо отдать справедливость тогдашним теологам: они учения Августина не приняли. Сторонники концепции Августина подвергались осуждению: монах Готшальк даже был пожизненно заключен за проповедь идеи предопределения, т.е. ответственности Бога за грехи людей. Но прошли Средние века, наступила Реформация, и Жан Кальвин воскресил идеи Августина. На них же была построена теория второй инквизиции. Примирение Вога с Сатаной устраивало всех злодеев Европы."

 

"Вторая инквизиция, действовавшая в XVI-XVIII вв., была хуже первой. Для оправдания, а также для регламентации совершаемых преступлений инквизиторы создали теорию, опиравшуюся на идеи Блаженного Августина. По этой теории "Бог настолько сострадателен, что не допустил бы зла в своих творениях, если бы не был столь всемогущим и добрым, чтобы превращать зло в добро" (Молот ведьм, с. 147). Из этого вытекало, что "преследованиями тиранов укреплялось терпение мучеников, а чародействами ведьм - совершенствование веры праведников. Поэтому Богу не нужно предупреждать зло" (там же). Можно было бы возразить, что Бог несправедливо не милостив к тиранам и чародеям, заставляя их мучить праведников и тем самым обрекая их на адские муки, но и на это есть ответ. Грешник хуже черта, ибо "Сатана отстранялся от Бога, который допустил его согрешить и не опекал с любовью... Сатана пребывает в злобе, так как Бог отверг его и не дарит ему своей милости" (там же, с. 159). Больше того,

Бог желает черту добра, а бедный "черт весьма мучится, видя, как зло, творимое через ведьм, переходит в добро" (там же, с. 161). Да и вообще черт не виноват, так как он "ничего не может без Божьего попущения", а "Бог не может хотеть зла, но может допускать зло" (там же).

Предложенная инквизиторами теория является апологией не только их самих, но и дьявола, с которым они якобы вели борьбу. Во всех злодействах истории, по их мнению, повинен только Бог, и хуже того - злодейства надо приветствовать, ибо из зла получается добро. Эта дьявольская диалектика - по существу обывательское подхалимство, возведенное на уровень метафизики, И подумать только, сколько крови пролилось из-за этого шизофренического бреда!

Да и как могло быть иначе? Учение о предопределении отняло у своих адептов только одну свободу - свободу выбора между Добром и Злом, но за это подарило им право на безответственность по отношению к собственной совести. Раз конечный исход предопределен, можно было поступать как вздумается. И тут вступила в силу обратная связь."

Вверх.

На главную страницу.