Варварская галерея / Древнегреческая вазопись

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Мастер Пана. Колоколовидный кратер из Кум. Сторона Б: Пан преследует юношу-пастуха. Высота 37,1 см. Около 460 года до н.э. Бостон, Музей изящных искусств.

Мастер Пана. Колоколовидный кратер из Кум. Сторона Б: Пан преследует юношу-пастуха. Высота 37,1 см. Около 460 года до н.э. Бостон, Музей изящных искусств.

"На другой стороне кратера (Б) показан предстоящий "союз" двух разделённых "торцов", но в шутливом гомосексуальном варианте. Короткохвостый Пан с бородатой козлиной мордой мчится всед за юным козопасом, трепещущий от возбуждения, с напряжённым членом. Фигура его почти целиком человеческая, за исключением козлиных копыт. Он уже протянул руки, чтобы схватить пастушка, но тот ускользает и, оглядываясь на своего преследователя, заносит бич, которым стегают козлов. Образ пастушка не менее оригинален, чем образ Пана. Это высокий и стройный юноша в деревенской одежде - в подпоясанной тунике с лёгким наворотом на поясе (специфическая примета многих фигур вазописца), в войлочной шапке с высокой тульей (тоже примета его фигур), в наброшенной на спину козьей шкуре и длинных полосатых чулках. Оба мчатся во весь дух, Пан - даже не касается земли, и протянутые вперёд его руки - число раннеклассический жест, в котором выражается желание образа завоевать для себя максимально обширное пространство.

Любопытно, что опять выступает бог в зооморфном обличии. Это придаёт сценке в духе поколения "пионеров" оттенок шутливого бурлеска, вместе с тем возвращая историю к тем временам, когда боги ещё были животными. Композиция строится очень похоже на эпизод с Актеоном: опять движение расходится в стороны от находящихся в центре скрещения ног героев, и опять невесомые фигуры закрепляются на фоне вертикальными элементами: у пастушка - бич, у Пана за спиной - герма Гермеса (её подножие написано опять легко разбавленным лаком, с рядом сильных чёрных акцентов). Герма небольшая, итифалическая. Бородатый Гермес смотрит в сторону своего сына Пана, который потешал богов смехотворным обликом и своими проделками уже прирождении. Но герма - ещё и третий участник сцены. Она представляет собой строго вертикальный пилон, выходящий из земляного холма, и играет роль "мирового дерева", растущего на "мировой горе", т.е. герма - символ совершившегося космотворения. А любовный союз двоих и есть одно из проявлений "космической" жизни. И кроме того, герма есть рукотворный образ, памятник. Обычно она памятник Гермесу-солнцу - паредру морской Афродиты, судя по наличию в греческих мифах существа по имени Гермафродит; Афродита, Убийца мужей (один из титулов богини любви), как матриархальная Владычица некогда принесла его в жертву - забила камнями и погребла под холмом. Гермы, особо распространённые в Аттике, ставились на перекрёстках дорог - в точке, ассоциировавшейся с зарождением жизни. Изначально герма - надгробный памятник. Надгробие означает действие сферы культуры, где не прерывается связь поколений и где есть некий вечный знак совершившейся, протекающей ныне и будущей жизни. И кроме того, в варианте патриархального сочинённого мифа она восстанавливает связь времён именно по мужской линии: Гермес - Пан - пастушок нанизывается на единую родословную: дед - отец - сын. Вот почему в этой росписи столь акцентирован фалл. "

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 19-23.

 

Вверх.

На главную страницу.