Варварская галерея / Древнегреческая и эллинистичекая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Статуя Зевса (или Посейдона?), найденная у мыса Артемисион. Бронза. Высота 2,09 метра. Ширина 2.10 метра. 460-450 гг. до н. э. Афины, Национальный археологический музей.

Статуя Зевса (или Посейдона?), найденная у мыса Артемисион. Бронза. Высота 2,09 метра. Ширина 2.10 метра. 460-450 гг. до н. э. Афины, Национальный археологический музей.

"Боги-мужчины, страдательные существа в архаике, теперь начинают тоже активно действовать. Часто грозные и могущественные, они сурово карают преступников за нарушение законов. Таким предстаёт Зевс в одном из шедевров раннеклассической эпохи - бронзовой статуе в Афинах, найденой у мыса Артемисион, около 460-450 гг. до н. э. Основная примета раннеклассических героев - стремление захватить в окружающем пространстве как можно больше места, для чего широко простираются вперёд руки, мощно раздвигаются ноги. В этом плане бронзовый Зевс - наибольший "агрессор". Он захватывает своей фигурой максимальное тело для тела пространство (в. 2,09 м; ш. 2,10 м). Устремляясь вперёд, он несётся гигантскими шагами, жаждая покарать своей молнией (атрибут утрачен) невидимого противника. Недосказанность раннекласических композиций (отсутствие антогонистов в группах и фигурах) - их родовая черта. Отсутствующее должно домысливаться, восстанавливаться в воображении, незримо реституироваться. Вот почему в сюжетах этой эпохи часто акцентирован лишь предварительный момент. Бог вот-вот метнёт свою молнию в гибриста - и она помчится к цели и поразит её. Но результат выходит за рамки композиции, в ней остаётся только, активный, гневный, готовый покарать персонаж. Тело Зевса, великолепно моделированное, с мощной мускулатурой и лишь отдельными чертами жёсткости (разграничение анатомических частей в груди, в конечностях, в лице), смело развёрнуто в пространстве - как у Гармодия и Аристогитона; бог, тоже с оружием в руках, вторгается в чужой мир как бы углом и клином. Он тоже творец мироустройства и тоже "разделяет" хаос, наводит космический порядок. Но фигура его построена намного сложнее, искуснее - достаточно посмотреть на перетекание друг в друга разных ракурсов - фронтального, трёхчетвертного, профильного. Зевс представляет собой, пусть ещё несколько демонстративно, круглую скульптуру, рассчитанную на всесторонний обход. Она ещё смотрится сулуэтно, однако её пластическая ценность очень велика и, как у других раннеклассических шедевров, её пркрасно отеняют тонкие детали - инкрустация глаз, губ и ноздрей, а также изумительная гравировка волос, с красиво заплетённой косой и изящными, ниспадающими на лоб локончиками. Глаза утрачивают миндалевидную форму: они округлые, тяжёлые, с пластичными веками, как бы слегка оттянутые книзу, с резкими прямолинейными бровями, не вторящими форме глаз. Образ бога предстаёт дышащим и страстным, мощно вступающим в борьбу за справедливый закон."

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 84-87.

Вверх.

На главную страницу.