Варварская галерея / Древнегреческая и эллинистичекая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

Статуя задрапированной женщины, т.н. Сосандра. Мраморная римская копия греческогобронзового оригинала 460-450 гг. до н.э. Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.

Статуя задрапированной женщины, т.н. Сосандра. Мраморная римская копия греческогобронзового оригинала 460-450 гг. до н.э. Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.

Реклама:

" Каламида прославила в древности его статуя Афродиты Сосандры (Спасительницы мужей), описанная восхищавшимся ей Лукианом. Она воспроизводилась в римское время на монетах ovo/mark.html">Марка Аврелия и Коммода, знатные римлянки подражали ей в одеянии. Лукиан пишет, что одеяние это было "строгим и красиво сидящим", с покрывалом на голове и что лицо Афродиты озаряла "улыбка сдерженная и притягательная". Из его слов вырисовывается весьма необычный образ - спокойно стоящей, наглухо задрапированной женщины, со скрытой, приглушённой улыбкой; он мало свойствен "строгим" раннеклассическим богиням. Единственный тип, подходящий к этому описанию, - женская задрапированная статуя, дошедшая в ряде копий и повторений, лучшая из которых хранится в Берлине. Она представляет женщину, спокойно стоящую лицом к зрителю, её ноги повёрнуты в сторону противоположную голове, плащ закрывает тело наподобие кокона, так что видна только голова, кисти руки и ступни ног в красивых сандалиях. Плащ драпирован смелыми, длинными, широкими складками, подчёркивающими драгоценность лица, его особую природу, особую жизнь. Впервые в греческом искусстве Каламид предпринял попытку изображения духовности женщины (неважно, что эта женщина - богиня).

В пластическом смысле фигура построена более традиционно, чем Пифагоровы. Пространственное развитие не столь широко, профиль узкий. Спина проработана очень тщательно, однако её связь с боковыми сторонами и фасадом не очень органична. Формально архаический принцип "рядоположения" преодолён только в фасадном аспекте. И понятно, почему: Каламида волновали иные проблемы, скорее содержательного, чем формального свойства: выявление духовного посредством различных "строгих" антитез: скрытое - открытое, явное - неявное, внешнее - внутреннее, телесное - духовное. Ему удалось создать редкостный женский образ, в котором за внешним спокойствием и безразличием скрывалась внутренняя одухотворённость. Сосандра Каламида отгорожена от мира, но в то же время вступает с ним в совсем новые, иные отношения, чем, например, Афина в статуэтке с совой или даже более близкая по настроению "Меланхолическая Афина".

Для полной идентификации Афродиты Cосандры с типом берлинской статуи недостаёт аргументов и, даже напротив, есть ряд возражений. На базе одной из реплик сохранилась надпись "Европа". Правда, это ничего не решает - имя копиисты могли изменить. Но есть и другие несогласованности. Так, в раскопках на афинской Агоре был открыт постамент статуи с надписью, из которой следует, что она изготовлена Каламидом по заказу Каллия (как и статуя Афродиты Сосандры). База датируется ок. 448 г., тогда как стиль Сосандры в копиях целиком соответствует строгому стилю 460-х гг. Однако хочется верить, что аргументы найдутся и идентификация подтвердится. "

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 95-98.

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.