Варварская галерея / Древнегреческая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Кресилай. Портрет Перикла. Мраморная копия с бронзового оригинала. Мюнхен. Глиптотека.

Кресилай. Портрет Перикла. Мраморная римская копия-герма греческого бронзового оригинала. Около 425 года до н.э. Лондон, Британский музей.

"Коль скоро в совершенном эллинском космосе появляются первые признаки смерти, возникает и стремление к восстановлению старого порядка. Мастера стремятся законсервировать то лучшее, что было достигнуто их предшественниками, не отступать от созданного ими идеала и максимально его воспроизводить. Это уже помянутый выше классицизм. Как стилистическое течение он заявил о себе раньше, но проявлялся спорадически, теперь же начинается мощная волна связанная со стремлением греков эпохи после Фидия к поддержанию классического идеала, который, вырождаясь поневоле у менее одарённых мастеров, превращался в безжизненный шаблон. Искусство Греции наводняется классицизирующими памятниками. Один из наиболее ранних, дошедших в мраморной копии, - статуя Афродиты из Смирны, ок. 410 г. до н.э., хранящаяся в Афинах, - представляет богиню в "парфеноновских" одеяниях и с "парфеноновским" духовным типом. Классицизму отдал дань и Кресилай - создатель единственного дошедшего до наших дней (хоть и в копии) портрета Перикла, ок. 425 г. до н.э. Посмертное изображение правителя Афин представляет его с правильными чертами, в идеальном облике стратега. Перикл был хорош собой, но в копии он изображён совсем имперсональным, без малейших примет личности. Даже его физический недостаток, вытянутой формы череп (из-за которого его прозвали луковицей), скрашен: на голову стратега надет коринфский шлем."

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 235.

Вверх.

На главную страницу.