Варварская галерея / Кейн Пол, Paul Kane (1810–1871)

Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

Пол Кейн. Wappose, Wah-pus, Кролик. 1845

Пол Кейн. Wappose, Wah-pus, Кролик. 1845

Пол Кейн. Below the Cascades, Columbia River with Indians Fishing. 1846

Пол Кейн. Below the Cascades, Columbia River with Indians Fishing. 1846

Пол Кейн. Извержение Горы Святой Елены ночью. 1847

Пол Кейн. Извержение Горы Святой Елены ночью. 1847

Пол Кейн. To-mak-us, Томахас, воин каюсов

Пол Кейн. To-mak-us, Томахас, воин каюсов

Пол Кейн. Автопортрет. 1846-1848. Orange, Texas. Stark Museum of Art

Пол Кейн. Автопортрет. 1846-1848. Orange, Texas. Stark Museum of Art

Пол Кейн. Cun-Ne-Wa-Bum, Тот, Кто Смотрит На Звёзды.

Пол Кейн. Cun-Ne-Wa-Bum, Тот, Кто Смотрит На Звёзды.

Пол Кейн. Kee-A-Kee-Ka-Sa-Coo-Way, Тот Кто Издаёт Боевой Клич, воин степных кри

Пол Кейн. Kee-A-Kee-Ka-Sa-Coo-Way, Тот Кто Издаёт Боевой Клич, воин степных кри

Пол Кейн. Портрет индейца с луком и стрелой

Пол Кейн. Портрет индейца с луком и стрелой

Пол Кейн. Портрет Омоксесисиксани (Omoxesisixany) или Большого Змея, вождя черноногих

Пол Кейн. Портрет Омоксесисиксани (Omoxesisixany) или Большого Змея, вождя черноногих индейцев

Пол Кейн. Большой Змей, вождь конфедерации черноногих перечисляющий свои военные подвиги пяти подчинённым вождям 1851-1856

Пол Кейн. Большой Змей, вождь конфедерации черноногих перечисляющий свои военные подвиги пяти подчинённым вождям. 1851-1856

Пол Кейн. Смерть Омоксесисиксани (Omoxesisixany) или Большого Змея, вождя черноногих. 1858-1862

Пол Кейн. Смерть Омоксесисиксани (Omoxesisixany) или Большого Змея, вождя черноногих. 1858-1862

Пол Кейн. Пляска скальпов

Пол Кейн. Пляска скальпов

Пол Кейн, Paul Kane (3 сентября 1810 – 20 февраля 1871) - Канадский художник ирландского происхождения, известный своими картинами коренных народов на западе Канады и в "Стране Орегон".

Кейн родился в Ирландии, в городе Маллоу, графство Корк. Он был пятым ребенком из восьми детей Майкла Кейна и Фрэнсис Лоуч. Его отец, военнослужащий из Престона (графство Ланкашир, Англия), служил в Королевской конной артиллерии до своей отставки в 1801 году. Затем его семья поселились в Ирландии.

Между 1819 и 1822 годами Кейны переехали в Верхнюю Канаду и поселились в Йорке, который с марта 1834 года будет переименован в Торонто. В Канаде отец Пола работал торговцем, управляя магазином спиртных напитков.

О юности Кейна в Йорке известно немного. Город в то время был небольшим поселком, в котором жило несколько тысяч человек. Мальчик уже в Канаде пошел в колледж, где около 1830 года он брал уроки живописи у учителя рисования Томаса Друри (Thomas Drury).

В июле 1834 года, Кейн представил некоторые из своих картин на первой (и единственной) выставке Общества художников и любителей в Торонто, получив доброжелательные отзывы в местной газете «Патриот». Но практически он был художником-самоучкой.

Раннее творчество. Путешествие в Европу.

Кейн начал свою карьеру в качестве художника вывесок и росписей мебельной фурнитуры.

В 1834 году, он переехал в Кобург, штат Онтарио, и устроился работать на мебельную фабрику Фримена Шермерхорна Кленча. Именно этим временем датированы первые портреты художника, на которых Пол изобразил известных горожан, в том числе, шерифа, хозяина фабрики и его жену.

В 1836 году Кейн переехал в Детройт, штат Мичиган, где жил американский художник Джеймс Боумен (James Bowman), с которым Пол встречался еще в Йорке. Боумен убедил Кейна в том, что для начинающего художника необходимо изучение искусства в Европе.

Они собрались отправиться в Европу вместе. Но Кейн вынужден был отложить поездку, поскольку у не хватало денег, чтобы заплатить за проезд . Да и Боумен незадолго до того женился и не хотел оставлять семью на длительный срок.

В течение следующих пяти лет, Кейн путешествовал по американскому Среднему Западу, работая в разных городах в качестве заезжего художника-портретиста, посетил он также Новый Орлеан.

В июне 1841 года Кейн с деньгами, заработанными своими картинами и взятыми в долг, покинул Америку. На борту судна он отправился из Нью-Орлеана во Францию, и через три месяца прибыл в Марсель. Не имея денег, чтобы поступить в какое-либо учебное заведение или брать уроки в мастерской у известного мастера, Пол в течение следующих двух лет путешествовал по Европе и учился самостоятельно, посещая музеи и копируя картины европейских мастеров. До осени 1842 художник находился в Италии, затем переехал в Париж, а оттуда отправился в Лондон.

В Англии Кейн познакомился с американским художником Джорджем Кетлином (George Catlin), который специализировался на картинах из жизни индейцев в прериях и теперь находился в рекламном туре своей книги, в которой кроме картин были опубликованы заметки о нравах, обычаях и условиях жизни индейцев Северной Америки. Кетлин проводил лекции в египетском зале музея на Пикадилли, где также были выставлены некоторые из его картин. В своей книге Кетлин утверждал, что культура коренных американцев исчезает, она должна сохраняться и фиксироваться, пока не перейдет в небытие. Кейн услышал в лекциях Кетлина убедительные аргументы и решил посвятить свое творчество «документированию» жизни канадских аборигенов.

В начале 1843 года Кейн вернулся в Америку, в город Мобил, штат Алабама, где создал свою студию и стал работать портретистом, с целью вернуть деньги, взятые взаймы для своего путешествия в Европу.

Художник вернулся в Торонто в конце 1844 или начале 1845 года и сразу же начал готовиться к творческой поездке на запад Канады.

Главные годы жизни

Художник совершил два путешествия по дикому канадскому Северо-западу в 1845 году, а затем с 1846 по 1848 год.

Кейн отправился в свое первое путешествие 17 июня 1845, он продвигался вдоль северных берегов Великих озер, посетил резервацию Саюджин. После нескольких недель работы над эскизами, Пол достиг Солт Санкт-Мэри рядом с озерами Верхнее и Гурон.

Он собирался отправиться дальше на запад, но Джон Балленден, сотрудник Компании Гудзонова залива (Hudson's Bay Company), находившейся в Солт Санкт-Мэри, рассказал художнику о трудностях и опасностях, подстерегающих путешествующих в одиночку через западные территории, и посоветовал заручиться поддержкой компании. У компании был конкурент - Северо-Западная компания в Монреале, открытая в 1821 году. Но весь запад территории Великих озер до Тихого океана и Орегона принадлежал Компании Гудзонова залива, которая на пустынных землях организовала около 100 форпостов компании вдоль главных торговых путей.

Кейн вернулся на зиму в Торонто, всю зиму он по своим эскизам писал картины маслом, а весной 1846 года отправился в штаб-квартиру Компании Гудзонова залива в Лачин (ныне часть Монреаля) и попросил у президента компании Джорджа Симпсона поддержки своим планам в новой поездке. Симпсон был впечатлен художественными способностями Кейна, но, в то же время, обеспокоен тем, что Кейн, возможно, не вынесет условий путешествия. Тем не менее, он выделил Кейну место в составе бригады каноэ для путешествия через Скалистые горы до форта Ванкувер и далее до форта Виктория в округе Колумбия (так канадцы называли Орегон) и поручил художнику делать картины индейского образа жизни и для него.

9 мая 1846 года Кейн отправился на пароходе из Торонто с намерением присоединиться к бригаде каноэ в Солт Санкт-Мэри. Прибыв в Солт, Пол узнал, что бригада уже уехала, и ему пришлось на борту грузовой шхуны, идущей в форт Уильям в заливе Тандер, догонять бригаду каноэ. Он догнал каноэ 24 мая на реке Каминистикуйя в 35 милях (56 км) от форта Уильям.

4 июня Кейн достиг форта Франсес, откуда и началось фактически второе путешествие художника.

Следующую остановку он совершил в колонии Красной реки (the Red River Settlement), откуда отправился на лошади в трехнедельное путешествие, присоединившись к большой группе охотников-метисов, которая отправилась на охоту на бизонов на земли сиу в Дакоте. 26 июня Кейн стал свидетелем и участником одной из последних больших бизоньих охот, поскольку в течение нескольких предыдущих десятилетий животные, близкие к вымиранию, были почти уничтожены.

После возвращения с охоты художник продолжил путешествие на байдарках и парусных лодках из форта Норвежский дом через Большие пороги и реку Саскачеван до форта Карлтон. Для разнообразия, Кейн продолжил путешествие далее, в форт Эдмонтон, вновь на лошадях, наблюдая на этом пути за еще одной охотой на бизона.

6 октября 1846 Кейн из форта Эдмонтон отправился в пункт следующей остановки - форт Ассинибойн, затем вновь на каноэ по реке Атабаска прибыл 3 ноября в Дом Джаспера.

Здесь Кейн присоединился к большому отряду всадников, направляющихся дальше на запад, но отряду вскоре пришлось отправить лошадей обратно в Дом Джаспера и продолжать путешествие на снегоступах, взяв с собой только необходимое, потому что перевал Атабаска был уже занесен снегом. Пройдя перевал, Кейн 12 ноября вновь присоединился к бригаде каноэ и продолжил поездку вниз по реке Колумбия.

В форт Ванкувер, главный торговый пункт и штаб-квартиру компании Гудзонова залива в штате Орегон Кейн прибыл 8 декабря 1846 года. Он оставался там в течение зимы, рисовал и изучал жизнь племени чинуки, совершал экскурсии в другие племена.

Художник участвовал в общественной жизни форта Ванкувер. Он подружился с торговцем шерстью и канадским исследователем Петером Скен Огденом.

25 марта 1847 года Кейн на каноэ отправился в форт Виктория, который был создан незадолго до этого и стал новой штаб-квартирой компании, поскольку по Договору 1846 года были установлены новые континентальные границы между Канадой и Соединенными Штатами на западе Скалистых гор.

В долине реки Коулиц Кейн сделал остановку и оставался там в течение недели среди племен, проживающих в районе горы Сент-Хеленс. Здесь художник стал свидетелем извержения вулкана Каскад, которое, естественно, зарисовал. Это единственное известное изображение вулкана сейчас находится в Королевском музее Онтарио в Торонто. Правда, на его картине извержение вулкана на горе Сент-Хеленс показано крупным планом и с огромным драматизмом, хотя в его дневнике путешествия написано, что во время визита Кейна гора только начинала дымить.

В течение двух месяцев Кейн оставался в этом районе, живя среди коренных американцев на острове Ванкувер и в окрестностях проливов Хуан-де-Фука и Джорджия. В середине июня художник вернулся в форт Ванкувер, откуда отправился назад, на восток 1 июля 1847 года. Обратная дорога была длиною в год.

К середине июля Кейн достиг форта Уолла-Уолла. Здесь он сделал небольшой крюк и посетил миссионеров группы Уитмена, которые в то время находились в племени каюс, живущем в этом районе. Небольшая группа миссионеров путешествовала по штату Орегон с 1836 года. В группе доктора Маркуса Уитмена находилась и первая среди белых женщин-путешественниц по континенту Элиза Харт Спалдинг. По данным доклада Кейна об этом путешествии, отношения между каюсами и поселенцами миссии были напряженными уже во время его визита в июле.

В ноябре этого же, 1847 года, в племени произошла вспышка эпидемии кори, которая убила половину каюсов. Племя обвинило в этих смертях доктора Уитмена. 29 ноября 1847 года семья Уитмена и еще 11 других миссионеров были убиты. Сорок семь других жителей миссии были взяты в заложники. Смерть Уитмена потрясла Америку и побудила Конгресс объявить каюсам войну, другими словами, истребить их.

Пишу об Уитмене и его убийстве так подробно, поскольку, побывав в миссии, Кейн написал портрет индейца Томахаса (Кейн назвал его "То-ма-кус"), который позднее будет назван убийцей Уитмена.

Из миссии Уитмена Кейн продолжил путешествие на лошади с местным проводником, и через Гранд-Кули добрался до форта Колвилл, где оставался в течение шести недель и вновь рисовал туземцев.

22 сентября 1847 года во главе бригады каноэ Кейн отправился по реке Колумбия и прибыли 10 октября на Энкампмент. Здесь им пришлось ждать три недели, пока прибудут лошади из Джаспера. Несмотря на снегопад и сильный холод вся группа удачно добралась до Джаспера. Дальше она отправилась на лыжах и собачьих упряжках в форт Ассинибоайн, куда путешественники добрались после долгих лишений и без пищи две недели спустя. Отдохнув несколько дней, они продолжили путь к форту Эдмонтон, где и провели зиму.

Кейн умудрился поучаствовать вновь уже в зимней охоте на бизонов, а также получить разрешение рисовать в непосредственной близости индейцев кри.

В январе он отправился в форт Питт (около 200 миль (320 км)), затем вернулся в Эдмонтон. В апреле он посетил форт Дом Скалистой горы (Роки Маунтин Хаус), где хотел встретиться с представителями местных народов конфедерации черноногих (или как они сами называли себя Нитситапи). Конфедерация черноногих - общее название трех индейских племён живущих в провинции Альберта и штате Монтана. Эти группы имеют общие язык и культуру, заключили договоры о взаимопомощи при обороне и свободных браках.

Не дождавшись представителей на встречу, художник вернулся в форт Эдмонтон.

25 мая 1848 года Кейн из форта Эдмонтон отправился в путешествие с большой партией из 23 лодок и 130 людей во главе с Джоном Эдвардом Харриоттом. 1 июня они встретились с крупной армией из 1500 воинов черноногих и других племен, которые планировали начать войну с кри и ассинибойнами. Кейн даже встретился с главой конфедерации черноногих, вождем по имени Большой Змей (Омоксесисиксани, Omoxesisixany).

24 июля художник продолжил путешествие с командой майора Мак-Кензи, они отправились вдоль восточного берега озера Виннипег в форт Александр. Оттуда Кейн отправился тем же маршрутом, что и два года назад и 1 октября 1848 прибыл в форт Солт Сент Мари. Отсюда художник на пароходе вернулся в Торонто, куда прибыл 13 октября.

В своей книге об этом последнем этапе пути он написал: "Величайшая трудность, которую мне пришлось пережить, заключалась в попытке заснуть в цивилизованной постели".

Жизнь без приключений

Вернувшись в Торонто, художник подготовил на основании своих набросков более 100 картин. Картины Кейна и «полевые зарисовки» до сих пор являются ценным ресурсом для этнологов.

Картины маслом, завершенные Кейном уже в своей студии, считаются частью канадского наследия. Хотя историки утверждают, что художники часто значительно приукрашивал сцены жизни и быта, добавляя в них больше драматизма. Это объясняется еще и тем, что вернувшись в студию в Торонто, Кейн решить развить идею так называемого евроцентризма, то есть изображения "благородного дикаря". Поэтому, кроме своих романтических картин художник написал и опубликовал книгу о своих путешествиях. Но о ней позже.

На запад художник ездил еще один раз в 1849 году, когда был нанят британцами в качестве гида и переводчика, но группа дошла только до колонии Красной реки.

Выставка из 240 эскизов художника была с большим успехом показана в ноябре 1848 года в Торонто, вторая выставка состоялась в сентябре 1852 года и на ней были уже представлены восемь полотен маслом.

В 1851 году самому художнику удалось убедить парламент Канады заказать ему 12 картин на сумму 500 фунтов. Заказ был выполнен в конце 1856 года.

В 1853 году Кейн женился на дочери своего бывшего работодателя в Кобурге - Гарриет Кленч (1823-1892). Современный историк из Университета Торонто Дэвид Уилсон пишет, что Гарриет была опытным художником и даже написала автопортрет. У них было четверо детей - двое сыновей и две дочери.

Paul Kane 1850-е годы.

Paul Kane 1850-е годы.

Политик Джордж Уильям Аллан, узнав о деятельности художника, стал его главным покровителем и спонсором. Кроме того, Аллан помог Кейну в позиционировании его, как профессионального художника. До 1857 Кейн выполнял заказы Аллана - более 120 полотен маслом. Коллекция из 100 картин маслом была продана по цене от $ 20000, что в 1852 году было очень неплохо.

Кейн часто экспонировал свои картины на выставках и завоевывал за них множество призов. Призы ежегодной художественной выставки сельскохозяйственного Общества Верхней Канады художник получал регулярно на протяжении многих лет, вплоть до 1859 года.

И даже когда художественное жюри этой выставки в 1852 году не присудило ему премию в категории исторических картин, оно принесло художнику извинения.

Картины Кейна демонстрировались на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, некоторые из них в 1858 году даже были посланы в Букингемский дворец, где были показаны королеве.

Paul Kane 1860-е годы.

Paul Kane 1860-е годы.

К этому времени Кейн уже подготовил рукопись книги на основе своих путевых заметок и послал ее для публикации в одно из издательств Лондона. Когда из Лондона не последовало ответа, Кейн сам отправился в Англию, и при помощи своего друга Джорджа Симпсона добился публикации (напомню, Симпсон был президентом компании Гудзонова залива).

Книга была издана в 1859 году, она была богато иллюстрирована литографиями эскизов и картин художника и носила длинное название – «Странствия художника среди индейцев Северной Америки, от Канады до острова Ванкувер и Орегона через территории компании Гудзонова залива и обратно». Кейн посвятил книгу Аллану, чем обидел Симпсона так, что тот прервал свои отношения с художником. Книга имела ошеломляющий успех. Уже к 1863 году она была издана на французском, датском и немецком языке.

К сожалению, в 1860-е годы резко ухудшилось зрение художника, это заставило его в конце концов бросить заниматься живописью.

Канадский художник Фредерик Артур Вернер (1836-1928), для которого Кейн стал в последние годы наставником, был вдохновлен творчеством учителя на собственные путешествия, из которых он привозил пейзажи и картины быта индейцев. Вернер, бывший другом Кейна, написал три портрета художника в пожилом возрасте. Один из них находится в Королевском музее Онтарио.

Frederick Arthur Verner. Portrait of Paul Kane. Конец 1860-х или 1870 г.

Frederick Arthur Verner. Portrait of Paul Kane. Конец 1860-х или 1870 г.

Кейн умер неожиданно однажды зимним утром в своем доме, вернувшись с ежедневной прогулки. Похоронен художник на кладбище Сент-Джеймс в Торонто.

Послесмертие

Основная часть творческого наследия Кейна - это более 700 эскизов, сделанных во время двух путешествий на запад, и более 100 полотен маслом, которые он позже написал в своей студии в Торонто.

Кроме того, художник привез из своих поездок коллекцию различных предметов, таких как маски, трубки и другие предметы ремесел.

В картинах маслом Кейн обычно комбинировал некоторые эскизы для создания новых композиций, часто изменяя географические, исторические и этнографические детали в угоду общей композиции. Наиболее известный пример - картина «Женщина Флэтед с ребенком», в которой он соединил эскиз ребенка Чинуки в колыбели и голову женщины, живущей в регионе Коулиц.

Еще он объединял в одной картине, например, эскизы речных пейзажей, сделанные в разное время и в разных местах, создавая искусственный пейзаж, который не существует в реальности.

Примеры можно продолжать. Но в защиту можно сказать о творческой фантазии художника, которую пока никто не отменял.

Впрочем, дело историков и критиков «копаться» в творчестве любого художника. Например, подверглась критике одна из картин охоты на бизонов, написанная для парламента. Критики усмотрели, что порода лошадей, на которых изображены охотники, больше похожа на арабских скакунов, чем на индейских мустангов. Истории раскопали, что лошади были срисованы с гравюры 1816 года из Италии, на которой римляне охотятся на быка.

О его ранних портретах, написанных в Кобурге и Йорке, искусствовед Харпер пишет: "Они примитивны, но теплый колорит делает их привлекательными". Об остальных картинах, написанных во время путешествия по Европе и работы в Соединенных Штатах известно очень мало.

Тем не менее, Кейн считается классическим и одним из самых известных канадских художников. Тем более, он - один из первых канадских художников, которые могли зарабатывать на жизнь только своим творчеством.

Пол Кейн считается одним из важнейших художников-этнологов девятнадцатого века Северной Америки наряду с Чарльзом Бердом Кингом (Charles Bird King), Карлом Бодмером (Karl Bodmer), Джоном Миксом Стэнли (John Mix Stanley) и наставником Кейна в США, Джорджем Кетлином (George Catlin).

В 1937 году Кейн был объявлен Национальным достоянием Канады, в 1952 году в его честь была открыта мемориальная доска в Доме Скалистой горы (Роки Маунтин Хаус).

Книга Кейна, опубликованная в Лондоне в 1859 году и позже в Европе, была с успехом переиздана несколько раз и в двадцатом веке.

Одиннадцать сохранившихся картин, сделанных для парламента (одно полотно было уничтожено при пожаре на Парламентском холме в 1916 году), были переданы в 1955 году в Национальную галерею Канады.

Большая коллекция картин, находящихся у Аллана, была куплена Эдмундом Бойдом Ослером в 1903 году и подарена Королевскому музею Онтарио в Торонто в 1912 году.

В 1957 году коллекция из 229 эскизов была продана внуком художника Полом Кейном III Музею искусств Старка в Оранже, штат Техас, за сто тысяч долларов.

Портрет капитана Джона Генри Лероу (1845-46 гг.) 25 февраля 2002 года был продан на аукционе Сотби в Торонто за рекордную для Канады сумму - более 5 миллионов канадских долларов.

Картина имеет и второе название «Сцена на Северо-западе». Канадский миллиардер Кеннет Томсон, купивший картину, позже подарил ее с частью своей коллекции Художественной галерее Онтарио. В музее Гленбоу в Калгари есть копия этой картины, которая, как полагают, была сделана женой Кейна - Гарриет Кленч.

И последнее, историки отмечают, хотя работы Кейна очень известны, они печатаются в учебниках, используются в фильмах и на ТВ, личность самого художника и его судьба малоизвестны.

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post134154594/

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.