Варварская галерея / Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Ночной дозор

Рембрандт. Ночной дозор. 1642. Амстердам. Rijksmuseum

Рембрандт. Голова воина в шлеме, фрагмент картины "Ночной дозор".
Рембрандт. Голова воина в шлеме, фрагмент картины "Ночной дозор".
Рембрандт. Мушкетёр в красном, фрагмент картины "Ночной дозор".
Рембрандт. Мушкетёр в красном, фрагмент картины "Ночной дозор".
Рембрандт. Капитан и лейтенант, центральный фрагмент картины "Ночной дозор".
Рембрандт. Капитан и лейтенант, центральный фрагмент картины "Ночной дозор".
Виталий Александрович Ромейко. Ночной дозор. 2012.
Виталий Александрович Ромейко. Ночной дозор. 2012.

«Ночной дозор» называют самой знаменитой картиной Рембрандта. И самым известным полотном Королевского музея в Амстердаме. Впервые эта картина упоминается в документе, датированном февралем 1653 года. Член городского совета Амстердама Геррит Схап Питерс составил список доступных для публики картин, сохранившихся в зданиях гильдий. Среди упоминаемых им семи полотен, которые он нашел в большом зале верхнего этажа гильдии кловениров, и работа «Франс Баннинг Кок, капитан, и Виллем ван Реутенбюрх, лейтенант; портрет, написанный Рембрандтом в году 1642». Это групповой портрет отряда гражданских гвардейцев, или городской милиции. В Голландии сохранилось около 60 таких групповых портретов XVI–XVII веков. Хранились они в трех зданиях, принадлежащих различным подразделениям гражданской гвардии. Эти подразделения назывались гильдиями, так же как и торговые и профессиональные объединения горожан. Гвардейцы делились по типу оружия. Отряд, заказавший «Ночной дозор», назывался кловенирами.
Первой выставленной работой Рембрандта в Амстердаме после переезда из родного Лейдена тоже был групповой портрет. На картине городской хирург доктор Николас Тюльп дает внимательным слушателям урок анатомии. Рембрандт сразу стал одним из самых востребованных портретистов Амстердама. За большой портрет в полный рост он брал пятьсот гульденов. Столько же умелый ремесленник зарабатывал за год.
Что мы видим на картине? Вечер? Ночь? За спиной у персонажей – стена с полукруглой аркой. За аркой – темная пустота. Стена украшена выпуклыми и вогнутыми колоннами, простенками и ободами. В правой верхней части выдается вперед закрытое окно. На опоре арки – вогнутая овальная табличка с именами натурщиков, обрамленная венком и увенчанная головой херувима. Перед стеной выступает пролет лестницы, спускающейся на передний план. Парапет с каменной колонной и тяжелым металлическим кольцом ограничивает слева лестницу, справа она заканчивается за лейтенантом ван Реутенбюрхом. Впереди, справа от лестницы, находится утрамбованная грунтовая площадка с фрагментами каменных плит. Некоторые исследователи, в частности Гарри Шварц, утверждают, что декорация в общих чертах напоминает существующие места, например ворота святого Антония, у которых гвардейцы стояли на дозоре, или одну из временно возведенных арок, у которых они строились, чтобы с почестями встретить Марию Медичи. Кстати, прежде чем получить заказ, Рембрандт стал свидетелем, как торжественно и пышно Амстердам встречал первого сентября 1638 года внучку Козимо Медичи королеву-мать Франции Марию.
На переднем плане картины, в центре, изображены в полный рост капитан и лейтенант. Баннинг Кок, которого называли «вооруженным гражданским», одет в нарядный черный костюм с широким плоским гофрированным воротником и красной военной перевязью через плечо. В правой руке у него перчатка и посох, символ власти. Левую руку он вынес вперед во властном жесте, а рот открыл, чтобы отдать приказ маршировать. В руках стоящего рядом с ним роскошно одетого лейтенанта, «настоящего военного», протазан – широкое копье с двумя крылоподобными выступами. Протазан украшен золотыми и синими кистями, это цвета гильдии кловениров. Позади капитана и лейтенанта расположились мушкетеры: один заряжает мушкет, второй делает выстрел, третий сдувает лишний порох со своего мушкета. Все пикейщики занимают пространство справа от центра композиции, несколько дальше четырех мушкетеров. Их командующий офицер – сержант Ромбаут Кемп держит в левой руке алебарду, а правую поднял в командном жесте. Алебарды с их перпендикулярным крюком придумали, чтобы сдергивать рыцарей с лошадей. В XVII веке их в основном использовали младшие офицеры, чтобы равнять строй. Знаменосец Ян Корнелис Фишер держит над собой штандарт отряда, его прикрывают, как в настоящем бою, щитоносец в шлеме и с мечом и некто Герман Вормскерк, который тоже держит меч. В позолоченном шлеме и с алебардой в руке в левой части картины – сержант Рейер Энгелен. Сидя на каменном парапете, он ждет инструкций от старших по званию. В каждой группе есть второстепенные фигуры, которые не являются гвардейцами и которые, как заметил тот же Гарри Шварц, «борются с кловенирами Франса Баннинга Кока за внимание зрителя». Дополнительный персонаж – барабанщик, который не был членом отряда. Пес, вероятно, лает именно на него. Слева, в нижней части картины, – убегающий с пороховницей в руках маленький мальчик в шлеме. Другой, постарше, наполовину скрытый за спиной Баннинга Кока, стреляет из мушкета. На первой ступеньке лестницы изображена маленькая девочка в ярком сатиновом платье, к ее поясу привязана курица. Присутствие остальных двенадцати дополнительных фигур позволило художнику расположить шестнадцать главных персонажей в разных позах и на разных позициях, избежать пустоты в композиции.
«Ночной дозор», как любой шедевр, открыт для самых разных интерпретаций. До сих пор не только исследователи, но и зрители спорят, что такое эта картина – воспоминание о реальном событии, аллегория, групповой портрет или все вместе взятое? Почему Франс Баннинг Кок держит перчатку так, что это привлекает внимание? Почему на переднем плане оказалась маленькая девочка с курицей? Почему из мушкета стреляет маленький мальчик? Имеют ли свет и тень символический смысл? Почему протазан лейтенанта ван Реутенбюрха выписан в мельчайших деталях, если все остальное оружие изображено довольно размыто?..
Впервые групповой портрет гвардейцев был официально назван «Ночным дозором» в 1797 году, когда Национальный совет Батавской республики зарегистрировал получение рисунка Ламбертуса Классенса – копии картины Рембрандта, которую Классенс в сопровождающем письме назвал «Ночным дозором».
«Сейчас свет льется с картины так, как он, наверное, лился во времена Рембрандта. Мы видим людей, шагающих вперед от ворот. На некогда загадочном заднем плане теперь отчетливо просматривается здание. На щите мы можем разобрать имена действующих лиц. И, самое главное, даже на темных фрагментах видны теплые коричневые краски, которые переливаются разными тонами и в конце концов преобразуются в золотой свет на главных фигурах и лицах второстепенных участников. Главное – регенерация, новое рождение, которое пережило полотно», – так писал Л. Сименс в 1889 году после очередной реставрации картины. По меткому выражению Виллема Мартина, в «младенческом возрасте» на картине, который возвращает полотну каждый раз новая реставрация, изображен вовсе не ночной дозор, действо происходит днем. Вернее, происходило днем. Применяемые художником краски, технологии и лаки не позволяют сохранить однажды «запечатленное время» как константу. На картине движется только время, не затрагивая персонажей, притом это движение не заметно в данный конкретный момент времени.
Картины, написанные маслом, всегда покрывали слоем лака. Когда его наносят, он совершенно прозрачен. Постепенно застывая, он приобретает желтоватый оттенок, который со временем становится все темнее и темнее. Как говорят специалисты, картина слепнет, словно у нее есть глаза, в которых развивается катаракта. Спровоцировать потемнение мог и просочившийся прямо в кракелюры красочной поверхности картины клей, который использовали для прикрепления поддерживающих холстов к обратной стороне полотна при первых реставрациях.
...«Эта повторяющаяся драма – часть истории картины «Ночной дозор». Будто старинный бог солнца, картина проходит через цикл света, тьмы и снова света. Чаще всего это описывают, как процесс старения, повернутый вспять».

Петр Положевец. "Повторяющаяся старость"

Вверх.

На главную страницу.